Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ положение одно и то же/ Фарисеи придерживались про¬
тивоположного мнения: нечистота не передается подобным
образом. В следующем предложении добавляется аргумент
против позиции саддукеев по предыдущему пункту: фари¬
сеи обвиняют саддукеев в непоследовательности, посколь¬
ку в случае потока воды, идущего с кладбища, саддукеи, по-
видимому, не применяли свой принцип, согласно которо¬
му струя воды передает нечистоту. В этом случае строгое юридическое положение, кото¬
рое Мишна приписывает саддукеям, и позиция автора(ов)
в 4QMMT, безусловно, согласуются между собой. Садду-
кейские и кумранские взгляды также совпадают в других
примерах. Что же следует из этого факта? Саддукеи и ессеи вполне могли быть в согласии друг
с другом в отношении многих законов и иных вопросов;
они, как можно предположить, не расходились во всем.
С исторической точки зрения ожидаемо, что саддукеи
и ессеи могли разделять ряд общих взглядов, поскольку
и тех и других отличали глубокие священнические кор¬
ни. Кумранская группа могла быть основана и возглав¬
ляться священниками, которые называли себя сынами Са-
дока (первосвященник во время Давида и Соломона), а
термин «саддукеи», по-видимому, происходит от имени
Садок (Цадок) и известно, что некоторые влиятельные * В трактате Ядаим употреблено слово нацок (струя), а в 4QMMT —
однокоренное слово муцакотп, но которое означает вовсе не пото¬
ки жидкости, как его переводят кумранологи, а трубы, каналы или
акведуки. См. Зах 4:2: «вот светильник весь из золота... и по семи
трубочек (.муцакот) у лампад, которые наверху его». В 4QMMT
сказано: «В отношении каналов мы говорим, что в них нет ника¬
кой чистоты и что каналы не отделяют нечистое от чистого, по¬
скольку жидкость (буквально «мокрота», евр. леха) в каналах и
резервуарах одна и та же». В трактате Ядаим каналу соответству¬
ет канава, которую фарисеи также считали нечистой. Таким обра¬
зом, юридическое положение в 4QMMT согласуется с позицией
не саддукеев, а их оппонентов фарисеев. 174