Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ вают особые условия, при которых в общину могут всту¬
пить дети ее членов/ Странно, что Устав общины не содержит предписаний,
касающихся брака. Можно было бы возразить, что группа
не нуждалась в таких правилах, поскольку это не вызыва¬
ло проблем, но следовало было ожидать по крайней мере
какого-то высказывания в этой связи. Тем не менее нужно
отметить следующее. Во-первых, свидетельства Плиния и
Иосифа Флавия согласуются с общинами двух типов, про¬
сматривающимися в Уставе и Дамасском документе. Пер¬
вый рассчитан на более изолированное мужское общество,
тогда как второй предназначен для «станов» ессеев, кото¬
рые живут среди других групп населения, а также имеют
семьи. Это могли быть две ветви ессеев, о которых упоми¬
нает Иосиф. Во-вторых, как мы увидели в главе 1, данные
по кладбищам согласуются с тезисом, что кумранская об¬
щина состояла только из мужчин. 3. Наименование «ессеи» Часто пишут, что проблема с ессейской гипотезой в том,
что в кумранских текстах не встречается слово «ессеи».
Будь кумраниты ессеями, разве не упомянули бы они свое
название хотя бы раз? Это возражение нелогично, посколь¬
ку этимология слова «ессеи», которое в греческих и латин¬
ских текстах дается в различном написании, — предмет жар¬
ких споров, и никто не знает наверняка, какой еврейский
или арамейский термин за ним стоит. Сказать, что это на¬
звание не встречается в свитках, значит предположить, что * Сравни обвинение в Дамасском документе, предъявляемое про¬
тивникам секты, что они «берут двух жен при их жизни» (CD
4.20-21), то есть, надо полагать, практикуют развод, с предписани¬
ем Иисуса в Нагорной проповеди (Мф 5:32) и со словами Павла
в 1 Кор 7:10-11: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь:
жене не разводиться с мужем... и мужу не оставлять жены». 170