Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
Глава 2. Обзор манускриптов во главу угла историческую обстановку пророчества; оче¬
видно, что оно было вызвано другими соображениями. Второй пример иллюстрирует то, как комментатор,
предполагающий, что библейский текст повествует о его
времени, приводит ряд информативных исторических све¬
дений. Интерпретатор понимает халдеев Аввакума как
киттиев — термин, который относится к народу, пришед¬
шему из-за моря в западную часть Иудеи (см. Быт 10:4).
Но в некоторых случаях толкователь извлекает из текста
Аввакума более конкретные детали: Тогда подул ветер и прошел, и они сочли силу свою бо¬
гом своим (Авв 1:11). Имеются [в виду] правители киттиев, которые по ре¬
шению Преступного дома проходят один за другим; их
правители один после другого приходят, чтобы опусто¬
шить страну* (4.9-13; р. 480).* Киттии — это римляне, чьи правители (консулы) ме¬
нялись каждый год и были подотчетны Сенату (= Пре¬
ступному дому). Далее (Авв 1:16) пророк говорит, что вра¬
ги приносят жертвы своей сети. «А относительно того, что
Он сказал: Поэтому они приносят жертвы сети своей и
воскуряют неводу своему, имеется в виду, что они прино¬
сят жертвы своим знаменам, а их орудия войны — пред¬
мет их поклонения» (6.2-5; р. 481). Почитание знамен —
явная отсылка к практике римлян. Можно процитировать еще один пассаж, поскольку
в кумранской литературе он является одним из наиболее
известных. «Горе тому, кто спаивает ближних своих, кто изливает
злобу свою и опьяняет их, чтобы посмотреть на их
праздники!» (Авв 2:15). * Эти слова со всей очевидностью говорят о том, что на момент
написания комментария уже сменился целый ряд правителей
киттиев, которые властвовали в Иудее. 105