Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Вопрос об изменении патронального святого в Древней Руси

99

Влеммид (1192–1272), византийский писатель и церковный
деятель, воспитатель императора Феодора ІІ Ласкаря и кандидат в константинопольские патриархи (он был избран в патриархи, но отказался принять этот пост), сообщает в своей биографии, что, принимая монашество, он не переменил своего имени
(Влеммид, 1984, с. 21, 64; Влеммид, 1988, с. 64, 114). Нам неизвестно, к сожалению, возможна ли у греков мена небесного покровителя при сохранении имени в монашестве18.
Василий Григорьевич Григорович-Барский (1701–1747)
был пострижен в монахи 1 января 1734 г. в Дамаске антиохийским патриархом Сильвестром с тем же именем Василий. 1 января — день св. Василия Великого; судя по всему, он был крещен
в честь этого святого — иначе говоря, патрональный святой при
постриге у него не поменялся. Ср.:
...въ новое... лѣто, си есть въ праздникъ святаго великаго
Василія сотвори мя инока, Василіемъ, паки не премѣняяй
ми имени именуя, якоже азъ самъ желахъ, ради помощи
мнѣ и заступленіе отъ святителя Христова. Сложихъ же
и азъ по-греческу долгу похвалу святому Василію, купно
же и патріарху (Григорович-Барский, ІІ, с. 219; ср.: Григорович-Барский, І, с. 6).
Насколько можно понять, инициатива сохранения прежнего
(крестильного) имени исходила от самого Григоровича-Барского, который надеялся на помощь своего небесного покровителя.
18
Мена патронального святого, вообще говоря, не невозможна у греков. Как любезно сообщил нам проф. А.-Э. Тахиаос (Αντονιως-Αιμιλιος
Ταχιαος), если монах при постриге получает, например, имя Григорий
в честь Григория Богослова и переходит в другой монастырь, посвященный другому св. Григорию, он празднует день своего покровителя в тот
день, когда отмечается память этого второго святого. Сведения эти получены с Афона: по всей видимости, имеется в виду практика афонского
монастыря Григориат (основанного Григорием Синаитом и его учеником
Григорием Новым).