Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
98

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

Стратилата (Там же, с. 473–475). Князь Святополк Изяславич
(† 1113 г.), наряду с архангелом Михаилом, чтил память св. Михаила Малеина (Там же, с. 604–605); и т. п. Итак, все святые,
носившие одно и то же имя, в принципе могли считаться покровителями человека, получившего это имя.
Чрезвычайно характерно в этом отношении описание последних дней инокини Марии (в миру Марины) Саниной, матери
Иосифа Волоцкого, которое содержится в Житии Иосифа, написанном Саввой Черным17. Чувствуя приближение смерти, она говорит своему сыну (Елеазару, брату Иосифа):
«Пришли по менѧ Марїа Магдалыни и Марїа Іѧковлѧ
и Марїа Егѵпетскаѧ. Сегѡ ли не видиши? вси стоѧтъ оу
мене». И глагола ꙋжже [т. е.: даже]: «Марїи госпоже [им.
падеж мн. числа], идꙋ съ вами». И нача подоиматисѧ, ꙗк
въстати хотѧ. И прїа еѧ сынъ еѧ, хотѧ пособити. Она же
въ той часъ предастъ дꙋхъ свои Г[о]с[по]деви, и ѡтиде съ
Марїами. Сїю тайнꙋ сама из’ѧви, ꙗкѡ ѡтиде съ Марїами въ
животъ вѣчныи (Невоструев, 1865, с. 29–30).
Надо полагать, что Мария Санина была пострижена в честь одной из этих святых, которая и была ее непосредственной небесной
покровительницей. Однако перед смертью к ней являются три Марии — Мария Магдалина, Мария Клеопова (мать апостола Иакова) и Мария Египетская, — и все они оказываются ее святыми.
В новое время отношение к патрональному святому меняется: человека крестят или постригают в честь одного конкретного
святого, что не предусматривает почитание других одноименных
святых: только этот святой и становится его небесным покровителем. В этих условиях оказывается возможным мена патронального святого при сохранении имени, полученного при крещении.
Остается отметить, что сохранение крестильного имени при
монашеском постриге встречается и у греков. Так, Никифор
17

Отец святого, Иван Санин, был пострижен с именем Иоанникий.