Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Вопрос об изменении патронального святого в Древней Руси

97

обычай, появившийся — по крайней мере на великорусской территории — после раскола Русской церкви.
Необходимо иметь в виду при этом, что отношение к небесному покровителю в Древней Руси было иным, нежели в новое время. Человек, получивший в крещении или при постриге имя того
или иного святого, оказывался под покровительством не только этого святого, но также и других одноименных ему святых,
и прежде всего того, в честь кого был назван в свое время его небесный покровитель. Так, например, на иконе XVI в. из московского Архангельского собора (в настоящее время находится в Государственном Историческом музее) изображен великий князь
Василий ІІІ вместе с тезоименитым ему святым — св. Василием
Великим. Достоверно известно при этом, что небесным покровителем этого великого князя был св. Василий Парийский15. Одно
другому не противоречит: Василий Великий считался небесным
покровителем Василия Парийского, а тем самым и Василия ІІІ.
Игорь Святославич, князь Новгород-Северский († 1202 г.), получил в крещении имя Георгий (ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб. 422); он
был назван, возможно, не в честь Георгия Победоносца, а в честь
одного из св. Георгиев, память которых отмечается в начале апреля, когда родился князь Игорь (Георгия Малеина или Георгия Митиленского)16; вместе с тем для него была значима память
Георгия Победоносца, которого он воспринимал, по-видимому,
как своего покровителя (см.: Литвина и Ф. Успенский, 2006,
с. 188–189, 562–563). Есть основания полагать, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174 г.) — мы не знаем, к сожалению, в честь какого святого он был крещен, — почитал как
Андрея Критского, так и Андрея Юродивого; весьма вероятно,
что он отмечал также память Андрея Первозванного и Андрея
Ср. в Никоновской летописи: «...родися великому князю Ивану Васильевичю сынъ отъ царевны Соѳіи и нареченъ бысть Василей Парійский»
(ПСРЛ, ХІІ, 1901, с. 190). См. также ниже, § VI–1.
16
Игорь родился во вторник Страстной недели 1151 г. (3 апреля).
Слово страстной передано в летописи в подтительном сокращении как
«ст҃ои».
15