Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
96

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

отмечаемая 17 сентября (ср.: Лосева, 2001, с. 156)14; в память
же Софии Премудрости Божией на Руси не называли, как не называли в память Богоматери или Христа (см.: Б. Успенский,
1969, с. 47, 39; Булгаков, 1913, с. 956, примеч. 2).
Таким образом, как Феодосий Печерский, так и Софья Ярославна, судя по всему, сохранили в монашестве крестильное имя,
не переменив при этом святого патрона.
Характерным образом в послемонгольский период на Руси
отец и сын могли иметь одно и то же христианское имя только
если у них были разные патрональные святые; напротив, в домонгольский же период у отца и сына могли совпадать как патрональные святые, так и христианские имена (если у них были разные некалендарные имена) (см.: Литвина и Ф. Успенский 2006,
с. 217–231, ср. с. 142, 427–429 и с. 268, примеч. 1). Здесь прослеживается тот же принцип: с определенного времени сын может получать имя отца, а монах может сохранять свое имя при
условии, что у них меняются патрональные святые; таким образом, сохранение имени при поступлении в монахи и при продолжении рода осуществляется на одних и тех же условиях.
Мена патронального святого при сохранении крестильного имени не наблюдается у старообрядцев. Очевидно, это новый
14
Афанасьевский монастырь, который построила Софья Ярославна
в Твери «на поли», т. е. вне крепости, и где она была, возможно, игуменьей, был посвящен небесному покровителю ее отца, Ярославу, в крещении
Афанасию; монастырская церковь св. Афанасия освящена была 17 сентября — в день ангела княжны-инокини (Тиганова, 1972, с. 262, ср. с. 258;
Клосс, ІІ, с. 205; Кучкин, 2002, с. 139).
Значительно позднее в календаре появляются другие св. Софии: София Египетская (память 18 сентября, см. выше, § V–2), а также София
Сабурова, в миру Соломония († 1542), жена великого князя Василия ІІІ
(память 16 декабря). София Сабурова была канонизирована как местночтимая святая в 1984 г.; согласно Сергию Спасскому, во второй пол.
ХІХ в. над ее мощами в Суздале пелись только панихиды (не молебны), что
означает, что она в это время еще не почиталась как святая (см.: Сергий
Спасский, ІІ, с. 386; см. также: Голубинский, 1903, с. 278, примеч. 2, ср.
с. 321); мы говорим о ней в Экскурсе ІІ (§ 3).