Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
94

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

(1870–1944) в 1917 г. была пострижена в рясофор с именем
Амвросия, а в 1918 гг. — в малую схиму с сохранением прежнего (иноческого) имени (см.: Ильинская, 1999, с. 110–111).
Равным образом Вера Александровна Хрущева приняла постриг
(по-видимому, в малую схиму) в 1910 г., сохранив в монашестве
имя Вера.
Возможно, при этом не менялась — или не всегда менялась —
патрональная святая. Этого во всяком случае не могло быть при
пострижении Веры Хрущевой, поскольку в православном месяцеслове существует только одна Вера (мученица римская, память 17 сентября). Сложнее обстоит дело с Софьей Болотовой,
так как к тому времени, наряду с римской мученицей Софией
(поминаемой также 17 сентября), в календарях появляется другая София — мученица египетская (память 18 сентября); как бы
то ни было, по крайней мере в одном из своих постригов (если
не в обоих) София Болотова имела ту же небесную покровительницу, что и в крещении11.
в монашеское платье в 1891 г., после смерти Амвросия Оптинского (Оболенская, 1938, с. 295).
О том, что при постриге в схиму ей было оставлено прежнее имя см.
ниже, примеч. ???.
11
Если предположить, что при пострижениях М. Н. Толстой менялась патрональная святая, это могло бы объяснить указание на то, что
она была именинницей 25 марта, на Благовещение (см.: Комарова, 2010–
2016). Она не могла быть крещена в честь Богоматери (см. ниже, § V–3);
возможно, она праздновала день ангела в этот день, исходя из того, что образ Богоматери объединяет все ее имена — крестильное и постригальные.
Из письма Т. В. Комаровой от 13 мая 2016 г.: «В записи от 11 марта
1830 года в “Метрической книге” Николо-Кочаковского храма Крапивенского уезда Тульской губернии о рождении и крещении графини Марии
Николаевны Толстой не указана ее небесная покровительница, хотя часто
делалась запись о том, в честь какого святого наречено имя... В последнем
письме к Марии Николаевне ее подруга Елизавета Федоровна Громова писала: “Христос Воскресе! Дорогой друг мой Maria, поздравляю с великим
праздником, а также с Днем твоего Ангела; с прибавлением всевозможных лучших пожеланий!...” . На конверте не указана дата, но карандашом написано: “Последнее письмо, заставшее ее на краю гроба” (Отдел