Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Сохранение мирского имени при постриге в России нового времени

93

академии Феодор Поздеевский на это не согласился; поскольку
постригаемый настаивал, его постриг был отложен (см.: Апушкина, 1973, с. 171). В конце концов его постригли с именем
Афанасий. Афанасий Сахаров окончил Московскую духовную
академию в 1912 г., пострижен в монахи 12 октября 1912 г.
Сохранение имени при постриге было характерной особенностью Шамординской обители. Как кажется, здесь устанавливается своего рода традиция, идущая от матери Софии Болотовой,
в миру Софьи Михайловны Болотовой (1845–1888), — первой настоятельницы этой обители. Софья Михайловна Болотова
в 1884 г. была пострижена в малую схиму (оптинским старцем
Амвросием) с сохранением имени София; впоследствии она была
пострижена в великую схиму без изменения имени (см.: Схимонахиня София...; см. также ниже, § VIII–3). И то и другое произошло, по-видимому, по благословению Амвросия Оптинского
(в миру Александр Михайлович Гренков, 1812–1891); следует иметь в виду, что и сам Амвросий принял схиму — вероятно,
в 1848 г. — без именения имени (см.: Екатерина Филиппова,
2001, с. 135).
В дальнейшем Мария Николаевна Толстая (1830–1912),
младшая сестра писателя, в той же Шамординской обители сохранила имя Мария, которое получила при крещении — сначала в рясофоре (в 1891 г.), затем в малой схиме (которую приняла не позднее 1910 г.) и, наконец, в великой схиме (которую
приняла перед смертью)10. Александра Дмитриевна Оберучева
10
Этими сведениями мы обязаны Татьяне Васильевне Комаровой, сотруднику музея Толстого в Ясной Поляне, которая любезно указала нам
на следующие источники. С. Л. Толстой говорит в своих мемуарах: «В
Шамординском монастыре Мария Николаевна некоторое время была тем,
что называется “рясофорной монахиней”. Позднее она постриглась…»
(С. Толстой, 1975, с. 288). Сама Мария Николаевна 21 ноября 1910 г.
подписала свое письмо к священнику города Тулы Димитрию Троицкому:
«Скорбная, грешная монахиня Мария, или я не монахиня, хотя и пострижена в мантию» (Отд. рукописей Ин-та русской литературы Рос. академии
наук). Добавим еще указание Е. В. Оболенской: М. Н. Толстая облачилась