Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
92

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

принимая монашество в 1942 г., «просил... не менять его имени при иноческом пострижении, так как, обращаясь с молитвой к преп. Сергию Радонежскому, он получал просимое... Эту
просьбу патриарший местоблюститель [Сергий Страгородский,
будущий патриарх] удовлетворил, дав о. Сергию имя Варфоломей» (Пашутов, 1956, с. 19). Имя Варфоломей было крестильным именем Сергия Радонежского. Очевидно, митрополит
Сергий (Страгородский) не счел возможным сохранить имя постригаемого, не изменив патронального святого. Поэтому он поступил иначе: он изменил имя, сохранив святого патрона9.
Иначе обстояло дело с епископом Афанасием (в миру Сергей Григорьевич Сахаров, 1887–1962): он хотел в монашестве
сохранить свое имя (Сергий), но ректор Московской духовной
Выбор иноческого имени для митрополита Варфоломея Городцева заставляет вспомнить о случаях княжеского имянаречения в Древней
Руси, когда отец и сын имели разные крестильные имена и при этом одного и того же патронального святого. Так, серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый († 1410 г.) родился 15 апреля в день памяти
Владимира Святого и, соответственно, был наречен Владимиром (это первый известный нам случай, когда имя Владимир выступает как крестильное). Впоследствии этот князь дает одному из своих сыновей, родившемуся незадолго до его именин, другое имя св. Владимира — Василий — имя,
полученное св. Владимиром в крещении (Василий Владимирович, князь
перемышльский, † 1427 г.). Таким образом, крестильным именем отца оказывается языческое имя Владимира Святого (Владимир), а крестильным
именем сына — его христианское имя (Василий) (см.: Литвина и Ф. Успенский, 2006, с. 229–231, 485, 496). Смоленский князь Роман Ростиславич
(† 1180 г.) был назван Романом в честь св. Бориса, в крещении Романа,
а своего сына он называет Борисом (Борис Романович, князь Киевский,
† 1223 г.) (Там же, с. 231, примеч. 45, с. 585–586, 598).
В качестве типологической параллели можно указать также наименование папы Пия ІІ (1458–1464): став папой, он назвал себя Пием
не в честь своего предшественника, папы Пия І (142–155), но по имени
героя Вергилия «pius Aeneas», которое совпадало с его собственным мирским именем (Enea Silvio Piccolomini): таким образом, именуя себя Пием,
этот ренессансный папа как бы сохранял свое мирское имя (см.: Келли,
1986, с. 247; Б. Успенский, 1998, с. 271, примеч. 25).
9