Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Сохранение мирского имени при постриге в России нового времени

91

2. Такого рода случаи известны и в новое время; при этом
в ситуации, когда при пострижении сохраняется имя, полученное
при крещении, обычно происходит перемена патронального святого. Так, патриарх Алексий ІІ (Алексей Михайлович Ридигер,
1929–2008) был крещен Алексием в честь Алексия человека
Божия, но при постриге (3 марта 1961 г.) он был назван в честь
Алексия митрополита Киевского. Архиепископ Михаил (Михаил Дмитриевич Воскресенский, 1896–1976) был крещен в честь
Михаила исповедника (память 18 декабря), а пострижен 21 ноября 1953 в честь архистратига Михаила (см.: Анастасий Меткин
и Павлов, 1977, с. 2). Митрополит Петр (Петр Федорович Полянский, 1862–1937), местоблюститель патриаршего престола
(с 1925 г. до ложного сообщения о его кончине в 1936 г.), родился накануне Петрова дня (28 июня 1862 г.) и был крещен,
по всей вероятности, в честь апостола Петра; пострижен он был
в 1920 г. в честь Петра, митрополита Московского. Не изменили имени при постриге архиепископ Димитрий (Дмитрий Иванович Самбикин, 1839–1908; пострижен в 1877 г.), архиепископ Захария (Захар Петрович Лобов, 1865–1937; пострижен
в 1923 г.) и епископ Михаил (Михаил Николаевич Мудьюгин,
1912–2000; пострижен в 1966 г.). Во всех этих случаях при
пострижении в монашество, как мы можем догадываться, происходила перемена патронального святого; тем самым на онтологическом уровне повторение имени не имело места8.
Приведем противоположный пример. Митрополит Варфоломей (в миру Сергей Дмитриевич Городцев, 1866–1956),
8
Николай Дмитриевич Успенский, профессор Ленинградской духовной академии (известный литургист), однофамилец авторов этой книги,
рассказывал одному из них, что этот обычай в советское время получил
распространение среди монашествующих студентов академии. В монашество шли иногда для карьеры, рассчитывая на получение епископского
сана; постриг в монашество предвещал поездки за границу, причем перемена имени создавала сложности при пересечении границы. Для того чтобы избежать этих сложностей, студенты-карьеристы оставались при своем
имени (непременно меняя при этом святого патрона).