Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
90

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

В Киево-Печерском патерике Никола Святоша уговаривает своего врача, сирийца Петра, постричься. Тот постригается, но Никола по-прежнему называет его «брат Петр» (Патерик, 1911, с. 85, 185). Означает ли это, что Петр не поменял
имени?
Приведем еще материал, относящийся к Юго-Западной Руси.
Захария Копыстенский, говоря в своей «Палинодии» (1617–
1634 гг.) о современных ему юго-западнорусских книжниках,
упоминает Стефана Зизания († 1600 г.), причем именует его
монахом: «монах Стефанъ Зизаній, въ Грецкомъ и Словенскомъ
языку мужъ учоный велце» (Захария Копыстенский, 1878 стлб.
913). Основные произведения Стефана Зизания относятся к периоду, когда он был учителем братских школ и монахом не был.
По-видимому, между 1596 и 1599 г. он принял постриг, сохранив имя Стефан (см.: Э.П.Р., 2009, с. 117).
Не поменял своего имени в монашестве и киевский митрополит Петр Могила (1596–1647). Он родился 21 декабря 1596 г.
на память киевского митрополита Петра, в честь которого он
и получил свое имя. В декабре 1627 г. он становится архимандритом Киево-Печерской лавры и непосредственно перед этим
принимает монашество (таким образом, он был поставлен на архимандрию без прохождения иноческого искуса). Скорее всего,
это случилось 21 декабря 1627 г. — при этом он не меняет, видимо, ни имени, ни своего патронального святого (см.: Голубев,
І, с. 6–8, 58, 79; ср. ниже, § V–2).
упоминаемого в «Хождении игумена Даниила» князя Панкратия Святославича с Николой Святошей (Карамзин, II, примеч. 211 [стлб. 88]), —
в действительности имя Панкратий носил в крещении родной дядя Николы, Ярослав Святославич († 1129 г.), князь муромский и рязанский (ср.:
Янин, 1960, с. 124, 127, 129; Литвина и Ф. Успенский, 2006, с. 607,
625–626).
Следует подчеркнуть, что имя Никола по отношению к князю Святославу Давыдовичу фигурирует только в названных выше источниках (в
Киево-Печерском патерике и у Феодосия «Грека»), в древнейших летописях оно не упоминается.