Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Сохранение мирского имени при постриге в Древней Руси

89

Киево-Печерского монастыря (память 14 октября; см. о нем: Патерик, 1911, с. 83–86, 183–185). Никола, несомненно, было
его иноческим именем: так он именуется в Киево-Печерском патерике и так обращается к нему инок Феодосий (так называемый
Феодосий Грек) в предисловии к переведенной им (Феодосием)
«ѡт грьчьскаго словѣньскы» эпистолии Льва Великого (послание
Льва, папы Римского, к Флавиану, архиепископу Константинопольскому, 451 г.): «Г[оспод]и мои киръ Николае...» (Бодянский, 1848, прилож., с. 5). Вместе с тем, есть основания думать,
что имя Никола князь Святослав Давыдович получил уже в крещении (см.: Литвина и Ф. Успенский, 2006, с. 442, 607): сочетание языческого имени Святослав и христианского Никола
типично для черниговской ветви Рюриковичей, к которой принадлежал этот князь (Там же, с. 424–425 и с. 17, примеч. 22)7.
7
Имя Николай (Никола), судя по всему, носил в крещении родоначальник черниговской ветви династии, родной дед Николы Святоши, князь
Святослав Ярославич († 1076 г.) (см.: Литвина и Ф. Успенский, 2006,
с. 609; ср.: Зотов, 1892, с. 24, 33); скорее всего, именно в его честь Святоша и был наречен как княжьим (языческим), так и христианским (крестильным) именем. Другим обладателем династического некалендарного
имени Святослав в сочетании с крестильным Николай (Никола) в этой родовой линии был кузен Николы Святоши, Святослав Ольгович († 1164 г.).
Крестильное имя этого князя зафиксировано в уставной грамоте церкви
св. Софии в Новгороде (1136/37 г.): «Ѹрѧдилъ ѥсмь азъ с[вя]тѣи Софии
и написалъ Никола кнѧзъ новогородьскыи Свѧтославъ… ѹрѧдилъ кнѧзь
Никола С[вя]тославъ съ вл[а]д[ы]кою Нифонтомь» (Щапов, 1976, с. 148;
ср.: Литвина и Ф. Успенский, 2006, с. 608–609). Наречение в честь умершего предка как языческим, так и христианским именем было достаточно
обычным явлением в Киевской Руси (см.: Б. Успенский, 2004, с. 84–86;
Литвина и Ф. Успенский, 2006, с. 419–432).
Существует мнение, что князь Святослав Давыдович был в крещении
Панкратием, тогда как имя Никола было его иноческим именем (Строев,
1844, с. 210; Бодянский, 1848, с. XVIII; Мурьянов, 1967/1968, с. 88;
Донской, 1991, с. 50, № 98). В частности, именно такие данные приведены М. В. Толстым в дополнениях к «Книге глаголемой описание о российских святых» (М. Толстой, 1887, с. 10, № 13). Это недоразумение возникло, по-видимому, по вине Н. М. Карамзина, который неверно отождествил