Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Сохранение мирского имени при постриге в Древней Руси

87

Димитрием при рождении. В юности он принял постриг (малую
схиму) в Горицком Успенском монастыре в Переяславле; житие
не сообщает об изменении имени, но при этом в ходе дальнейшего рассказа князь Дмитрий Иванович (Донской) характеризуется как его тезка — «тезоимените пр[е]п[одо]бномоу сыи. бл[а]
говѣрныи и х[ри]с[т]олюбивыи кнѧsь великї Дїмитрїе» (А. Герд,
2003, с. 72, 74, 77).
Совершенно так же из жития Григория Пельшемского
(† 1441 г.) следует, что он был наречен при рождении Григорием, принял малую схиму и продолжает именоваться Григорием
после пострига (А. Герд, 2003, с. 150, 152 и сл.).
В XVI в. принял постриг, не изменив мирского имени, Антоний Леохновский, основатель Антониева Леохновского монастыря, в миру — Антон Вельяминов († 1612 г.?). Потомок тверских бояр Вельяминовых, он рано ушел из дому и подвизался
в Рублевой пустоши, неподалеку от озера Ильмень. В монашество его постриг священноинок Тарасий, живший неподалеку,
в Леохнове, вблизи Старой Руссы (М. Толстой, 1887, с. 44–45,
№ 136; Святые Новгородской земли, II, с. 1220–1230, особенно
с. 1222). Не исключено, что сохранение мирского имени при постриге в данном случае было обусловлено стремлением продолжить путь подражания аскетическому подвигу своего небесного
покровителя, Антония Великого, которое отчетливо прослеживается в жизнеописании этого новгородского святого (см. о них:
Романова, 2001, с. 670; ср.: Романова, 2016).
Не исключено, что не поменял имя при постриге и Никола Святоша (князь Святослав Давыдович, † сер. ХІІ в.)6, инок
Годы жизни князя Святослава Давыдовича (Николы Святоши) в точности неизвестны. Последнее упоминание его в летописи относится к 1142 г.
(ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб. 312). Перевод эпистолии Льва Великого, заказанный им иноку Феодосию, так называемому Феодосию Греку (см.: Бодянский, 1848, с. XV–XXII), был начат в неделю сыропустную, т. е. в воскресенье перед Великим постом 1151 г. (см.: Полонский, 2013, с. 8). Феодосий
снабдил свой перевод как предисловием, так и послесловием: как в предисловии, так и в послесловии значится его (Феодосия) имя (Бодянский,
6