Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
86

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

Точно так же Стефан, старший брат Сергия Радонежского
и основатель московского Богоявленского монастыря, видимо,
не поменял имени при постриге: согласно житию Сергия, Стефан было его мирским, т. е. крестильным именем (см.: Клосс,
І, с. 306–308, 347, 348, 352, 361, 363, 366, 378, 383, 385),
и вместе с тем это имя осталось у него в иночестве: Никоновская
летопись именует его «иноком Стефаном» (ПСРЛ, ХІ, 1897,
с. 130–131, 137)5.
Современником
Стефана
был
Димитрий
Прилуцкий († 1392 г.). Из жития его следует, что он был наречен
Михайловом монастыре (в тверском Кремле), рассказывается в ее житии
(см.: Тиганова, 1972, с. 261; Клосс, ІІ, с. 204; Кучкин, 2002, с. 138). Это
противоречие легко понять, если иметь в виду, что, став монахиней, Софья
Ярославна построила Афанасьевский девичий монастырь и стала, видимо,
его игуменьей (см.: Тиганова, 1972, с. 262; Клосс, ІІ, с. 205–206; Кучкин,
2002, с. 139). Ср. ниже, примеч. ???.
По некоторым данным, уже отец Софьи Ярославны, тверской князь
Ярослав Ярославич († 1271 г.), не поменял своего имени при постриге.
Крестильное имя этого князя было, по-видимому, Афанасий (Литвина
и Ф. Успенский, 2006, с. 165–166, 626). А. В. Экземплярский утверждал,
что Ярослав Ярославич перед смертью принял схиму с именем Афанасий
(Экземплярский, II, с. 454; ср.: Тверские князья..., 1912, с. 429). На чем
основывается это утверждение, решительно непонятно, поскольку в источниках, на которые в данном случае ссылается Экземплярский, не говорится о пострижении князя (о факте пострига молчат и другие летописи).
Вместе с тем, мы знаем поздний источник, список тверских князей и княгинь, погребенных в тверском Преображенском соборе, в котором говорится, что князь Ярославич был «во иноцѣх Афанасии» (Гадалова, 2011,
с. 188 со ссылкой на рукопись кон. XVII–XVIII в.: Государственный архив Тверской области, ф. 1409, оп. 1, д. 1554, л. 241 об). Не исключено,
что здесь имеет место путаница — крестильное имя могло быть в поздней
традиции принято за его монашеское имя.
Отметим, что мать Софьи (вторая жена Ярослава Ярославича), княгиня Ксения, при постриге изменила имя и стала Марией (ПСРЛ, XV, 1863,
стлб. 408; ПСРЛ, XV/1, 1922, стлб. 36).
5
В летописях говорится, что Богоявленский монастырь в Москве основан Стефаном (см.: Строев, 1877, стлб. 175), — никакое другое имя при
этом не фигурирует.