Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Сохранение мирского имени при постриге в Древней Руси

85

Еще пример. В 1182 г. после смерти печерского игумена (архимандрита) Поликарпа братия Печерского монастыря послала
к попу Василию на Щековицу, чтобы позвать его на игуменство.
Тот не был монахом, хотя перед тем помышлял о монашестве: его
постриг митрополит Никифор «своею рукою», «и быс[ть] игоуменъ и пастоухъ чер[но]ризьцемъ Федосьева монастырѧ» (ПСРЛ,
ІІ, 1908, стлб. 527–628). Далее он именуется в летописи «игоуменомъ Васильем» или «архимандритом Васильем Печерьским»
(Там же, стлб. 634, 707; см. также Патерик, 1911, с. 133–134).
По-видимому, имя Василия при постриге не изменилось.
Судя по всему, сохранил свое имя при постриге и московский
князь Даниил Александрович († 1303 г.). Имя Даниил, полученное им при крещении, со всей очевидностью, принадлежало к числу династических у Рюриковичей, скорее всего Даниил получил
его в честь своего родного дяди по отцу, Даниила Ярославича
(† 1256 г.), младшего брата Александра Невского; небесным покровителем московского князя стал Даниил Столпник (ср.: Литвина и Ф. Успенский, 2006, с. 532, 534). Даниил Александрович
скончался «в черньцѣх и в скимѣ» (ПСРЛ, I/2, 1927, стлб. 486)
и, по-видимому, был погребен в основанном им в честь своего святого патрона монастыре (ПСРЛ, XXI/1, 1908, с. 298). В дальнейшем, князь почитался под своим единственным именем, совмещавшим в себе функции крестильного и династического, и у нас
нет никаких оснований думать, что при пострижении, состоявшемся, скорее всего, незадолго до кончины, он получил новое имя.
Равным образом и тверская княжна Софья Ярославна
(† 1305 г.), как кажется, не изменила свое имя при постриге.
В источниках эта дочь Ярослава Ярославича неизменно фигурирует только под именем София — как до, так и после тайного принятия иноческого сана (в 1291 г.) в мужском Михайловом монастыре (ПСРЛ, XVIII, 1913, с. 82; ср.: ПСРЛ, X, 1885,
с. 168; ПСРЛ, ХХХ, 1965, с. 98; Тиганова, 1972, с. 253–264;
Клосс, ІІ, с. 204–206; Кучкин, 2002, с. 133–142)4.
4
В летописях сообщается, что Софья Ярославна постриглась в девичьем монастыре. О том, что она приняла тайный постриг в мужском