Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
84

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

мирское имя» (Голубинский, І/2, с. 574, примеч. 1)2. Между тем,
мы знаем целый ряд подобных примеров, которые в своей совокупности не оставляют места для сомнений.
Так, 2 марта 1206 г. жена князя Всеволода Большое Гнездо княгиня Мария, дочь Шварна, принимает постриг и при этом
не меняет имени. Это специально отмечается в Суздальской летописи, что, видимо, означает, что к тому времени принято было
менять имя при постриге:
пострижесѧ великая кн[ѧ]гини Всеволо[жая] во мнишескии чинъ в монастыри с[вѧ]тые Б[огоро]д[и]ци, юже бѣ
самъ создал [вариант: сама создала], и нарекоша еи имѧ
М[а]рия, в то ж[е] имѧ крещена быс[ть] преж[е] (ПСРЛ,
І/2, 1927, стлб. 424).
Ср. в Тверской летописи под 1205 г.:
марта 2, на память святаго священномученика Феодота, пострижеся великаа княгины Всеволожа Маріа, дщи
Шварлова Ческаго, въ черници и въ скиму, въ Володимери въ манастыри святыа Богородица, иже бѣ сама създала,
и нарекоша имя ей Маріа; въ то же бѣ имя и крещена въ
Володимери, а приведена ис Чехъ не крещена (ПСРЛ, XV,
1863, стлб. 301)3.
В. А. Яковлев (Яковлев, 1875, с. 91–92) и Г. П. Федотов (Федотов,
1960, с. 34), как и Голубинский, не верили, что Феодосий не изменил имя
при постриге. По словам Федотова, «пророческое наречение имени Феодосия
(«данный Богу») пресвитером при его рождении, вероятно, внушено подобным
же рассказом из жизни св. Евфимия (имя «Феодосий», скорее всего, есть второе, монашеское имя святого, нареченное Антонием)». А. А. Шахматов в своем вычислении даты пострига Феодосия Печерского исходил из того, что имя
Феодосий он получил при принятии монашества (Шахматов, 1908, с. 434).
3
Ср. комментарий: Литвина и Ф. Успенский, 2006, с. 370–371, 575–
576. Интерпретацию сообщения Тверской летописи о том, что Мария
была «приведена ис Чехъ не крещена», см.: Там же, с. 378 (примеч. 34)
и 575.
2