Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
9. Некоторые обобщения

81

отразилось на наречении иноческого имени. Со временем у греков иноческие имена стали меняться с каждым пострижением,
и это определило затем поздний русский обычай: в XVI–XVII вв.
иноческие имена стали меняться и на Руси — сначала на Руси
Юго-Западной (Литовской), которая находилась в юрисдикции
Константинопольского патриарха и где никогда не прерывались
контакты с греками, а затем и на Руси Московской (см. выше,
§ IV–3). В последнем случае это было прямо связано с реформами патриарха Никона, которые носили как грекофильский,
так и украинофильский характер. Выходцы из Юго-Западной
Руси воспринимались после Никона как авторитетные посредники в греческо-русских церковных контактах: в них виделись
подлинные носители церковной культуры. В результате русские
церковные обряды и обычаи были приближены к поздним (относительно недавно введенным) греческим40.

окончательного отречения от мира и всего мирского и окончательного отречения от личной воли и всех плотских влечений — во имя Отца, и Сына,
и Святого Духа”» (Адаменко, 1927, с. 203).
40
Ситуация здесь может напоминать то, что произошло с крестным знамением: греки в свое время крестились двуперстно (двумя перстами), и эта манера при принятии христианства была усвоена русскими.
Потом (примерно в XIII в.) греки изменили двуперстное крестное знамение на трехперстное, но русские продолжали креститься двуперстно. Патриарх Никон обратил внимание на это несоответствие и ввел трехперстное крестное знамение, что вызвало раскол Русской церкви: старообрядцы
продолжали креститься двуперстно. См.: Б. Успенский, 2006, с. 311–354.
В обоих случаях периферия оказывается более консервативной, чем
центр: изменения, происходяшие в центре (эволюция обряда), не затрагивают или не сразу затрагивают периферию.