Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
80

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

т. е. великосхимнический; поэтому он и его ближайшие преемники постригали приходящих в монастырь прямо в великую схиму.
Как бы то ни было, с разделением схимы на великую и малую
обряд пострижения стал дублироваться39 и, в конце концов, это
человек после крещения. Аналогичное именование (νεοφώτιστος) известно
и в греческой традицией (Пальмов, 1914, с. 204).
39
В Требнике 1639 г. обращается внимание на недопустимость повторения одних и тех же обрядов при пострижении в великую и в малую
схиму: «Обрѣтохомъ оубо разнества несогласїѧ о семъ немало, иже в’ двое
что дѣйство или приглашенїе кое... Занеже в’ постриженїи иноческомъ
дважды писаны дѣйства и с приглашенїемъ, первое єже малого образа
о постриженїи, и паки великаго образа тожде писано. И о семъ не вѣмы
что рещи. Но оубо обрѣтаемъ, ꙗко єдино кр[е]щенїе Г[оспод]не, и єдино
и намъ погруженїемъ кр[е]щенїе в’ см[е]рть Г[оспод]ню. Такожде ї едино воскр[е]с[е]нїе, и всѧкомꙋ чинꙋ ос[вѧ]щаемомꙋ, не паки повторѧютсѧ
прежнїе молитвы, или дѣйства, но прилагаютсѧ и приглашаютсѧ ко вторымъ или третїимъ иныѧ молитвы. И каковы лица каковыхъ дѣлъ, или
вещей оусꙋгꙋблѧютсѧ и томꙋ подобїю подобныѧ и гл[агол]ы провозглашаютсѧ. В’ правилѣхъ же с[вѧ]тыхъ ѡт[е]цъ писано: “Аще кто вѣрнаго
и правокр[е]щеннаго, а крестить второе, тогда извержетьсѧ сана своего”.
Такожде о семъ должно есть разꙋмѣти» (л. 53, добавочные листы).
Ср.: «...из разделения монашества на две степени вышла та странность, что при пострижении из малого образа в великий монах ограничивается только тем, что снова повторяет обеты, которые дал при пострижении
в первый..., вследствие чего это великое пострижение является в существе
праздным и бесцельным повторением малого. Человек, уже давший обет
отречения от мира и подвижничества, при пострижении в великий образ
снова спрашивается: отрицаешися от мира и яже в мире, по заповеди Господа... Пребудеши в монастыре и в подвизании до последнего издыхания,
и т. п.» (Голубинский, І/2, с. 670).
В нач. ХХ в. чин пострижения в великую схиму в Большом Требнике 1897 г. был исправлен: во фразах, повторяющих то, что уже было произнесено при пострижении в малую схиму, было добавлено слово «второе»: «Отрицаеши ли ся в т о р о е мира и яже в нем?», «Брат наш, имя
рек, в т о р о е постригает власы главы своея»; аналогично и при облачении в великосхимнические одежды и т. п. (см.: Прилуцкий, 1917, с. 122).
Ср. в обновленческом требнике священника Василия Адаменко: «Настоятель крестообразно постригает волосы на его голове и дает ему новое имя:
“Брат наш (имя) в т о р и ч н о постригает волосы своей головы в знак