Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
9. Некоторые обобщения

79

с. 205), имеет древние корни (см.: Пальмов, 1914, с. 186–192,
ср. с. 196–204; Пальмов, 1914а, с. 488–489). Соответственно,
Феодор Студит (759–826), в эпоху которого появилось разделение монашеского образа на великую и малую схиму, как мы
уже упоминали (в § I–4), не признавал такого разделения; в завещании своему преемнику (Николаю, будущему игумену Cтудийского монастыря) Феодор писал: «Не давай сначала ту схиму, которую называют малою, а затем великою: одна схима, как
одно крещение, как это было у святых отцов» (Минь, ХСІХ,
стлб. 1820, 941; Феодор Студит, ІІ, с. 857; см.: Доброклонский,
I, с. 449–450)37. С его точки зрения, монашеский постриг есть
таинство и, подобно крещению, повторяться не может38. Феодор
считал, что есть только один монашеский образ — совершенный,
О монашеском пострижении как втором крещении говорит позднее
Симеон Солунский (Минь, CLV, стлб. 496, гл. 272; Симеон Солунский,
1856, с. 341, § 257). См. в этой связи: Родионов, 2009, с. 405–409.
38
Феодор Студит ссылается в своем завещании на авторитет святых
отцов, признававших только практику однократного пострижения. Имеется в виду Псевдо-Дионисий Ареопагит: в другом месте, говоря о том, что
монашеский постриг есть таинство, Феодор прямо на него ссылается (послание к Григорию — Минь, XCIX, стлб. 1524; Феодор Студит, ІІ, с. 555).
То же говорит затем и Григорий Палама в послании Павлу Асеню
и вслед за ним Никодим Святогорец (Родионов, 2009, с. 405, 412–413).
Вальсамон и за ним Симеон Солунский называют малый образ о б р у ч е н и е м великого (Раллис и Потлис, ІІ, с. 710; Минь, CLV, cтлб. 104; см.:
Голубинский, І/2, с. 670). Ср. в Шереметевском требнике (XIV в.): «Брат
наш оньси[и] облачитсѧ въ ризу правьды и радости въ обручениѥ великого анг[е]лскаго образа... Брат наш оньси[и] приꙗ обручениѥ великого анг[е]льскаго образа во имѧ О[т]ча и С[ы]на и С[вѧ]т[а]го Д[оу]ха»
(РГАДА ф. 188, № 819, л. 11 об.–12). Аналогично в других русских требниках XIV в. — Чудовском (ГИМ, Чуд. 5, л. 5 об.) и Антониева монастыря (РНБ, Соф. 1056, л. 18), а также в сербском требнике ХІІІ–XIV в.
(РНБ, Гильф. 21, л. 22 об.). В свою очередь, после пострижения в великую схиму новопостриженный монах называется в этих требниках новопросвещенным (РГАДА ф. 188, № 819, л. 58 об.; ГИМ, Чуд. 5, л. 33 об.–
34; РНБ, Соф. 1956, л. 47; РНБ, Гильф. 21, л. 36 об.; то же в требнике
XVI в.: ГИМ, Хлуд. 119, л. 202–202 об.) — подобно тому, как называется
37