Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
78

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

под греческим влиянием. В Московскую Русь он приходит после
никоновских реформ, большую роль в которых играли выходцы
из Юго-Западной Руси (см. выше, § IV–3).
Ранее имя у монаха менялось только один раз: мирское имя
(полученное при крещении) менялось на иноческое. Такой порядок, видимо, был в свое время у греков, и он был изначально
усвоен русскими.
В этом была своя логика. Посвящение (пострижение) в монашество издавна ассоциировалось с крещением, и это прямо
отражается на имянаречении: так же, как и при крещении, новое имя обновляет человека и ассоциируется с его духовным рождением. Как крещение, так и монашество, согласно древнему
учению, смывает предшествующие грехи (см.: Пальмов, 1914,
с. 186–189, ср. с. 194–203), и это может прямо связываться
с наречением имени, как мы это видим, например, в апокрифических «Вопросах св. Ефрема»:
Воспрос. Егда приимаетъ ч[е]л[овѣ]къ иночески ѡбразъ,
что ради пременꙗютъ имꙗ емꙋ. Ѡтвѣт. Колико грѣх в’
мироу сотворитъ, анг[е]лъ не поминаетъ тѣх, но кии грехи в томъ ѡбразѣ иноческомъ ѡбраз [sic!] створит, и тех
анг[е]лъ пишет. Егда оумираетъ ч[е]л[овѣ]къ, дьꙗволъ
принесетъ емоу иже бе в мироу створил, имꙗ его писано.
Анг[е]лъ имꙗ калоугерьско показаетъ и гл[аголе]тъ: «Не
сего соуть ч[е]л[овѣ]ка греси и семꙗ есть, имꙗ ино. Но не
се есть, егоже ты гл[аголе]ши и ищеши» («Вопрос святого Ефрема о святем Василии о всем исправлении» —Тихонравов, 1863, ІІ, с. 451–452)
При таком понимании пострижение в монашество не может повторяться, подобно тому как не может быть повторено
и правильное крещение. Отождествление пострижения и крещения, характерное для Московской Руси XVII в. и проявившееся, в частности, в иноческом Требнике 1639 г. (Требник
1639, л. 52–53, добавочные листы; см.: Прилуцкий, 1912,