Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
76

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

именовалась в миру двумя именами (Анастасия и Василиса),
одно из которых было получено при крещении, ср., например,
двойные имена Ивана III (Иоанн и Тимофей) и его сына Василия (Гавриил и Василий). Не исключено при этом, что ее стали
звать Василисой после того, как она вышла замуж за князя Андрея (греч. βασίλισσα означает ‘царица’)35.
В некоторых источниках вместо имени Василиса фигурирует имя
Васса (см., например: Латухинская Степенная книга 1676 года — Покровский и Сиренов, 2012, с. 291–293, 300; М. Толстой, 1887, с. 247,
№ 443; Нижегородский летописец [XVIII в.] — ДРВ, XVIII, c. 79), что
нашло отражение в ряде исследований (Сергий Спасский, т. III, с. 553;
Н. Барсуков, 1882, стлб. 97). В нижегородских летописях XVII в. встречается как Василиса, так и Васса (Шайдакова, 2006, с. 172, 186, 200,
214–215, 228–229, 240–241 и с. 138, 145, 152­–153, 251, 260–261).
С. М. Парийский, посвятивший нашей княгине специальное исследование,
утверждал, что она была в крещении Анастасией, в малой схиме — Вассой, в великой — Феодорой (см.: Парийский, 1915, с. 8).
В Древней Руси со всей очевидностью существовала вообще традиция отождествления имен Васса и Василиса. Так, в Псковском апостоле
1307 г. (ГИМ, Син. 722, л. 180 об.) в записи писца Диомида под 21 августа указывается «памѧт[ь] с[вѧ]тыꙗ Васи[ли]сы» (Столярова, 1997, с. 69,
№ 13); в этот день поминается не Василиса, а Васса. Мария († 1472 г.),
жена священика Ивана (в иночестве Ионы, † 1477 г.), основателя и строителя Псково-Печерского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы, приняла постриг с именем Василиса, однако в дальнейшем почиталась
(вплоть до сегодняшнего дня) как Васса Псково-Печерская (см.: Малков,
2004, с 245; ср.: М. Толстой, 1887, с. 56, № 160). Эта традиция отождествления имен Васса и Василиса проявляется и в интересующем нас случае.
Исходя из того, что жену князя Андрея Константиновича в миру звали Вассой (не Василисой!) и что имя могло выбираться по дню рождения,
книжники XVII–XVIII вв. вычисляли дату ее появления на свет. В рукописном «Чиновнике» из собрания нижегородского Печерского Вознесенского монастыря (рукопись Центрального архива Нижегородской области) имеется указание точной даты рождения княгини — 21 августа,
отсутствующее в летописях: «В тот же день память по благоверной княгине, схимонахине Федоре, а рождение ея сего месяца в 21 день» (Тихон
Затёкин, 2013, с. 15). 21 августа, как мы уже отмечали, — это память
св. Вассы; предполагалось, таким образом, что она получила имя Васса,
35