Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме

75

Того же лѣта преставися княгини Василиса князя Андрѣя
Костантиновича Нижьнего Новгорода во иноческомъ чину,
имя ей иноческое Феодора... по преставленіи мужа своего
пострижеся во иноческій чинъ Діонисіемъ архимандритомъ Печерьскымъ, и наречена бысть Феодора... (ПСРЛ,
ХІ, 1897, с. 41–42).
Из дальнейшего текста некролога становится ясно, что княгиня приняла постриг задолго до смерти33.
Итак, перед нами три имени супруги Андрея Константиновича — Анастасия, Василиса и Феодора; при этом мы точно
знаем, что Феодора — это ее монашеское имя. Одно из оставшихся имен, по-видимому, крестильное. Нельзя ли думать в таком случае, что у нее было два монашеских имени, т. е. одно
из этих двух имен (Анастасия или Василиса) было получено
в малой схиме, после чего она переменила его в великой схиме,
став Феодорой? Едва ли дело обстояло таким образом.
Наличие двух имен, Анастасия и Василиса, объясняется иначе: это случай так называемой христианской двуименности34. Действительно, римские мученицы Анастасия и Василиса — это парные святые, чья память отмечается в один день,
15 апреля. По всей вероятности, жена Андрея Константиновича
Рогожский летописец, как и Никоновская летопись, сообщает
о постриге княгини дважды, однако в обоих случаях называет ее Василисой (ПСРЛ, XV, 1922, стлб. 85, 132–133). В большинстве других летописей упоминание о постриге появляется только в панегирическом некрологе: таковы Симеоновская летопись (ПСРЛ, XVIII, 1913,
с. 125–126), Владимирский летописец (ПСРЛ, ХХХ, 1965, с. 127),
Степенная книга (ПСРЛ, ХХІ/2, 1913, с. 391–392; Покровский и Ленхофф, ІІ, с. 44–46) и, возможно, Троицкая летопись (см.: Карамзин, V,
примеч. 4 [стлб. 5]); во Львовской летописи под годом смерти княгини
отсутствует как некролог, так и указание ее иноческого имени (ПСРЛ,
ХХ/1, 1910, с. 198).
34
См. вообще о христианской двуименности: Литвина и Ф. Успенский, 2006, c. 174–214; специально о двойных женских именах см.: Литвина и Ф. Успенский, 2006а.
33