Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме

73

указание на то, что святая была женой великого князя Михаила
Тверского:
А житие ея слогал и писал Соловецкаго монастыря старец
Игнатей, по вѣлению того ж монастыря уставщика старца
Никодима, по ево, Никифорову, челобитью, для того что
приезжают, де, во град Кашин ко гробу благовѣрные великие княгини Анны многие богомолцы, а жития ея он, Никифор, про што вѣдал и слыхал. А он, де, сыскал и у себя
в Степенной книге, что она благовѣрного великого князя
Михаила Тверскаго супружница великая княгиня Анна
(Там же).
Выясняется, что в Кашине княгиня-инокиня почиталась под
своим крестильным, а не иноческим именем32. Следовательно, нет
основания думать, что она дважды меняла имя в монашестве.
Это обстоятельство послужило одним из аргументов при деканонизации Анны Кашинской в 1677–1678 гг. Анна Кашинская была деконизирована по инициативе патриарха Иоакима; причиной было то, что при
освидетельствовании ее мощей (они были открыты в 1650 г., и потом вторично производился их досмотр) обнаружилось, что правая рука княгини изображает двуперстное крестное знамение (см.: Голубинский, 1903,
с. 159–168). В 1677 г. в Кашин была направлена комиссия, которая выявила 13 «несогласий» жития Анны Кашинской (составленного, как уже
упоминалось, в 1650–1652 гг.) с летописными о ней известиями. Одно
из несогласий гласило: «Въ явленіи Пономарю Герасиму Великая Княгиня сказа имя свое Анна, а по лѣтописцамъ имя ея иноческое Софія (не бо
можаше имя свое монашеское забыти, или е отрещи и зватися именемъ
мірскимъ, еже самоволно остави съ постриженіемъ власъ главы своея)»
(Московский собор о Анне Кашинской..., 1871, с. 49); «Аще бы истинно
явилася Великая Княгиня въ монашескомъ схимѣ [sic!], всячески бы имя
свое изъявила монашеское Софія, егоже, жива сущи, со образомъ монашескимъ любезно пріяше» (Там же, с. 58–59; ср.: Кункин, ІІ, с. 66). Собор 1677 г. постановил: «...усудихомъ Великую Княгиню Анну, преименованную монахиню Софію, поминати съ прочими Православными Великими
Князи и Великими Княгини [sic!] о вѣчномъ упокоеніи... имя же повелѣваемъ поминати Великія Княгини монахини Софіи, понеже Великая Княгиня
32