Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
72

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

жена Михаила Ярославича фигурирует в летописи под именем
Анна (Там же, стлб. 40), совершенно очевидно, что под этим
именем она была крещена.
Таким образом, крестильное имя княгини Анна фигурирует в житии как ее иноческое имя, и при этом мы знаем другое ее
иноческое имя (Софья). Отсюда могло бы следовать, что великая
княгиня приняла малую схиму с именем Софья и великую схиму
с именем Анна, вернувшись тем самым к своему прежнему имени. Такая практика известна для существенно более позднего
времени (см.: § VIII–2).
Дело, однако, обстояло иначе. В Кашине, где хранились
мощи княгини и существовал ее местный культ, было известно
лишь имя Анна и звание великой княгини, но не было сведений о том, когда она жила. Кашинский дьякон Никифор, автор
Сказания об обретении и перенесении мощей Анны Кашинской,
составленного еще до написания жития, а именно — в 1650–
1652 гг., так охарактеризовал ситуацию:
Сия убо блаженная великая княгиня инока Анна родися от благочестиву и велику родителю, глаголют же, яко
от великихъ князей тверскихъ произыти ей. Рождьшаго ея
и рождьшия, и супруга, и самыя мирскаго звания не вѣмы,
утаи бо ся и замедлѣ от многих лѣтъ, и писания сему
не обрѣтеся, но токмо снайдеся иноческое имя ея, яко великая княгиня инока Анна (Семячко, 1996, с. 532).
Со слов Никифора соловецким старцем Игнатием было создано житие княгини, причем Игнатий нашел в Степенной книге
близок к плачу Евдокии (Евфросинии) Дмитриевны в житии Дмитрия
Донского (Серебрянский, 1915, с. 137; ср. прилож., с. 157–159 [прилож.
XI]). Не исключено, что смешение этих двух княгинь и отразилось на почитании Анны Кашинской.
Как бы то ни было, у нас нет никаких оснований думать, что Анна Кашинская могла именоваться при жизни — в иночестве или в миру — Евфросинией.