Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме

71

Другой случай такого рода — история Анны Кашинской
(† 1368 г.), жены Михаила Ярославича Тверского30. В житии,
написанном в сер. XVII в., она именуется «инокой Анной».
Между тем из летописей мы знаем, что после гибели мужа (в
1318 г.) она действительно приняла постриг, но с именем Софья
(ПСРЛ, XV, 1922, стлб. 51, 67, 72, 83–84, 88)31. До пострига
(Евгений, Тихомиров, Янин) полагают, что (архи)епископ Илия был крещен Иоанном, в малой схиме стал Илией, а в великой снова оказался
Иоанном. Предположение, что имя Илия является иноческим, явно основывается на том, что это имя он носил, будучи архиереем, т. е. после епископской хиротонии: оба автора исходят из того, что хиротония предполагает монашеский постриг.
Между тем, уже Карамзин писал: «Иоанн, первый архиепископ новгородский... был прежде священником в Новгороде у св. Власия... и назывался до монашества Илиею» (Карамзин, ІІ, примеч. 414 [стлб. 165]). Ср.
также: «архиепископ Илия, в схиме названный Иоанн (которого мирское
имя неизвестно)» (Калайдович, 1821, с. 222).
А. Е. Мусин допускает, что в ХІІ в. при хиротонии в епископа Илия
мог быть пострижен только в рясофор», предполагая при этом, что при таком пострижении не менялось крестильное имя (Мусин, 2008, с. 354). Мы
ничего не знаем о подобной практике (для указанного периода), и сама оговорка эта кажется лишней. Один из авторов настоящей работы ошибочно
полагал, что Илия стал в схиме Иоанном, а Гавриил — Григорием, исходя из того, что они поменяли монашеские имена (см.: Б. Успенский, 1998,
с. 281–282).
30
Следуя традиции, мы именуем тверскую княгиню Анну Дмитриевну
Кашинской. Она называется так по месту погребения и обретения мощей.
31
Во вторичной литературе, посвященной Анне Кашинской, наряду
с именем София, упоминается и другое иноческое имя княгини — Евфросиния (см.: Архангелов, 1909, с. 85, ср. с. 88; Святая благоверная Анна...,
1909, с. 6; Манухина, 1954, с. 103, примеч.). В исторических источниках
имя Евфросиния по отношению к Анне Кашинской не встречается. На чем
основаны эти сведения, мы не знаем. Можно предположить, что почитание Анны Кашинской соединилось с почитанием какой-то из Евфросиний.
Иноческое имя Евфросиния носила, в частности, жена Дмитрия Донского (в миру Евдокия, † 1407 г.). Обращает на себя внимание в этой связи
то обстоятельство, что плач Анны Кашинской во второй редакции жития
Михаила Тверского (составленной в Твери в 1657–1658 гг.) текстуально