Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
70

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

«и бысть скимное имя ему Иоан, прежде бящеть имя ему Илья»
(Дмитриев, 1973, с. 149); в сказании о его гробнице он называется «архиепископ Илиа, нареченный во иноческом чину [и]
в скиме Иоанн» (Там же, с. 161)29.
29
В. Л. Янин считал, что Илия было монашеским именем новгородского архиепископа, а Иоанн — мирским его именем; в действительности имело место, по-видимому, обратное. Янин основывался при этом на печатях
Илии, в которых он назван «Ил[и]а еп[ископ]» или «Или[а] арьхиѥп[иско]пъ новгородьскыи» (Янин, І, с. 177, 254, № 57, 58); ср.: «Печати Илии
позволяют исправить одну ставшую уже традиционной агиографическую
ошибку. Уже в XV в., в эпоху составления сказаний об архиепископе
Иоанне, полагали, что Иоанн было монашеским именем Илии. В действительности его монашеское имя Илия, а Иоанн — мирское» (Там же, с. 55,
примеч. 63). Невозможно согласиться с этим замечанием: оно прямо противоречит цитированной нами записи в Струдийском уставе.
В более поздней работе В. Л. Янин утверждал, что имя Илия было получено в малой схиме, а Иоанн — в великой, замечая при этом: «Принятие
схимы практически всегда сопровождалось сменой имени, а порой возвращением к первоначальному имени, какое схимник носил до своего первого пострижения. Примером может служить сестра Петра І царевна Софья
Алексеевна, которая постриглась в монахини с именем Сусанна, а принимая схиму, вернула имя Софья» (Янин, 1978, с. 51). По-видимому, Янин
продолжает рассматривать имя Иоанн как мирское имя епископа Илии,
полагая, что оно одновременно явилось и его схимническим именем. Как
мы уже отмечали, случаи перемены монашеского имени в великой схиме
почти неизвестны в Древней Руси; возвращение в великой схиме к первоначальному (крестильному) имени представляет собой безусловно поздний
обычай (см. ниже, § VIII–2).
В. Л. Янин фактически следует за Евгением Болховитиным и П. И. Тихомировым (на которых он не ссылается). Ср.: «Новгородцы избрали его
[священника Иоанна] епископом, при пострижении в монашество он был
переименован Илиею, хиротонисан во епископский сан... Пред кончиною постригся он в схиму, и, как в Житии его из Великих Четиих-Миней
в Дмитриевых сокращенном [т. е. в Четьях-Минеях Димитрия Ростовского] ясно сказано, что “наречено ему бысть в схиме первое имя его Иоанн”,
под коим и во святых доныне почитается» (Евгений Болховитинов, 1995,
с. 144); «Святитель Илия перед кончиною, по сказанию летописи, принял
схиму, в которой и обретены были его святые мощи нетленными и прежнее имя Иоанн» (Тихомиров, І, с. 106). Таким образом, все эти авторы