Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси

67

какие бы то ни было подсчеты. Речь может идти не столько о закономерностях, сколько о д о м и н и р у ю щ и х т е н д е н ц и я х.
Эти тенденции никоим образом не могут рассматриваться как
обязательные правила, четко регулирующие поведение людей
в той или иной ситуации. Вместе с тем они могут проявляться — с большей или меньшей степенью наглядности — и, соответственно, прослеживаться с большей или меньшей степенью
надежности. Что касается интересующего нас вопроса об изменении имени в великой схиме, то здесь представляются существенными два обстоятельства.
α) Утверждение, что имя, как правило, не менялось в великой схиме, опирается н а б о л е е и л и м е н е е о д н о р о д н ы й
м а т е р и а л , к о т о р ы й д о п ус к а е т и з в е с т н у ю к л а с с и ф и к а ц и ю ; это, в свою очередь, позволяет говорить о существовании определенной традиции. Мы видели, что имя не меняли при предсмертном постриге в великую схиму (в том числе
и тогда, когда пострижения в малую и великую схиму отстояли друг от друга во времени); у нас есть примеры, когда не меняли имя архиереи, настоятели монастырей (см. § IV–1, 2).
При этом единичные случаи могут быть связаны друг с другом,
что и позволяет догадываться о существовании общей или частной традиции. Мы знаем, например, что при пострижении в великую схиму не поменяли имя Пафнутий Боровский и Иосиф
Волоцкий. Но Иосиф был постриженником Пафнутьева монастыря и глубоко почитал Пафнутия; вполне вероятно, что он,
Иосиф, — осознанно или неосознанно — мог ориентироваться на поведение Пафнутия. В свою очередь, и сам Иосиф мог
быть ориентиром для других монахов, желающих принять великую схиму. Так, шаг за шагом, могла складываться традиция. Подобного рода случаи могут быть связаны друг с другом.
Напротив, — и это необходимо подчеркнуть — случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси представляют собой р а з р о з н е н н ы й , р а з н о р о д н ы й м а т е р и а л : это
единичные эпизоды, которые не объединяются друг с другом,
т. е. не укладываются в традицию. Само наличие спорадических