Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
66

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

Эти случаи выглядят как исключение на фоне многочисленных эпизодов сохранения монашеского имени в великой схиме
на Руси. Поскольку у греков, как мы видели, имена в великой
схиме менялись (см. § IV–5), подобного рода случаи могут рассматриваться как спорадическое проявление греческой традиции
на русской почве. Относительно Кириака ориентация на греческую практику может объясняться тем, что в Ростове, где служил Кириак, греческое влияние в XIII в. было очень заметно;
так, богослужение могло совершаться здесь попеременно на двух
языках, когда левый клирос пел по-гречески, а правый по-церковнославянски (см.: Жит. Петра Ордынского, 1859, с. 362;
Дмитриева, 2000, с. 72). Что же касается Геннадия Гонзова, то
на его возможную греческую ориентированность указывает наличие греческой печати с минускульными буквами — уникальный пример такого рода (Белецкий, 1988, с. 174). Заслуживают
внимания и тесные связи Геннадия с греческой семьей Траханиотов; один из них, Юрий Дмитриевич, в 20-е годы XVI в. принял постриг в Чудовом монастыре с именем Геннадий (ДРВ, VI,
c. 464; Герберштейн, 1988, с. 307, примеч. 223 [примечание
А. И. Плигузова]); так же, как Траханиоты, Геннадий принадлежал к партии Софии Палеолог (Лурье, 1989, с. 436; Буланин,
1989, с. 437–438).
В начале этой главы мы утверждали, что в Древней Руси (в
Московской Руси — до сер. XVII в.) при пострижении в великую схиму обычно имя не менялось. Вместе с тем, мы указали
на случаи, когда дело обстояло иным образом. Возникает вопрос:
насколько правомерно сделанное нами утверждение, если есть
прямо противоречащие ему примеры? На чем же основывается
в таком случае наше утверждение?
Разумеется, ни о какой статистике здесь говорить не приходится: наши сведения по необходимости ограничены и фрагментарны, и мы не обладаем корпусом данных, позволяющих делать
Трубачев, 2001, с. 659). Степень достоверности этих сведений нам установить не удалось.