Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси

65

Менее понятен случай Дамиана или Диодора Юрьегорского († 1633 или 1634 г.). Из его жития однозначно следует, что
в миру он был Диомидом. В некоторых редакциях жития говорится, что он постригся в монашество с именем Дамиан. Встречается также указание, что он перед смертью принял схиму
с именем Диодор, причем в той редакции жития, где это указание отсутствует, святой может именоваться как Дамианом, так
и Диодором24. Наконец, существует и указание, что его схимническим именем было не Диодор, а Дионисий (Докучаев-Басков, 1885, с. 774, 793; ср.: А. Васильев, 1851, с. 240–244).
Перед нами, несомненно, какая-то путаница с монашескими
именами святого, что заставляет с осторожностью отнестись
к показаниям этого источника. Мы не можем утверждать, что
он переменил имя в великой схиме, но не можем утверждать
и обратное25.
князя Ивана Семеновича Семейки, сына боярина и воеводы Семена Романовича († 1502 г.), который погиб в 1514 г. в битве под Оршей, однако дополнительными данным, способными подкрепить эту версию, мы
не располагаем.
24
Обратим внимание, что он может называться Диодором в прямой
речи действующих лиц («Диодоре, что ти сие случися» — Докучаев-Басков, 1885, с. 777–778), тогда как в авторском тексте он при этом именуется Диомидом, т. е. своим мирским именем. В другом случае он в авторском тексте называется Диодором, а в прямой речи Дамианом («И срете
его отшельник некий, именем Никифор Мирянин, — узрев же его Диодор
нага суща, — и рече ему Никифор: “Посещай, посещай, Дамиане, да и сам
от Бога посещен будеши” — Там же, с. 778). Если в авторской речи употребление схимнического имени может быть с известным допущением объяснено тем, что житие было написано после смерти схимника, то использование его в прямой речи, наряду с монашеским Дамиан, объяснить сложнее.
25
Местное предание приписывает перемену имени в великой схиме
Авраамию († 1634 г.), одному из первых игуменов Кожеозерского монастыря, основанного, по-видимому, ок. 1559 г. Будучи постриженником
и учеником Серапиона Кожеозерского (в миру Сергий, до крещения —
татарский царевич Турсас, † 1611 г.), Авраамий перед кончиной будто
бы принял схиму с именем Антоний (М. Толстой, 1887, с. 180, № 343;
ср.: Кононов, 1894, с. 10; Архангельский патерик, 1901, с. 85; Андроник