Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
64

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

Федор Иванович († 1622 г.), характеризует отца следующим
образом:
…да по отце своем по князе Iване Ѳедоровиче во иноцех
Иосиѳе схимнике (Мятлев, 1915, с. 318, прилож. I; ср.
с. 301, 305).
Аналогичные упоминания об Иване Федоровиче Мстиславском, «во иноцех Иосифе схимнике», содержатся и во вкладной
и кормовой книге Симонова монастыря, где князь был погребен
(А. Алексеев, 2006, с. 88, 89)22. Напрашивается вывод, что одно
из этих имен (Иона) было получено Иваном Мстиславским при
постриге в малый ангельский образ в 1585/86 г., тогда как другое (Иосиф) — при постриге в великую схиму.
В «Московском некрополе», составленном В. Саитовым и Б.
Модзалевским, приводятся данные, согласно которым в Новодевичьем монастыре, «под собором» [т. е. в подклете Смоленского собора], находилось погребение княгини Ирины, жены
князя Иоанна Семеновича Ярославского, в инокинях Александры, в схимомонахинях Евникии, скончавшейся 6 марта 7061
(1553 г.) (Саитов и Модзалевский, I, с. 504). По-видимому,
в распоряжении исследователей имелась надпись с надгробной плиты или какой-то иной текст, в котором были приведены т р и и м е н и княгини Ирины Ярославской. Нам такой источник обнаружить не удалось; упоминания Ирины Ярославской
отсутствуют как среди надгробных надписей из Новодевичьего
монастыря (ДРВ, XIX, с. 293–304), так и в историческом описании Новодевичьего монастыря И. М. Снегирева 1857 г., которое было переиздано в 1885 г. со значительными дополнениями
И. Ф. Токмакова23.
В ряде случаев Иван Федорович Мстиславский называется в этом
источнике иноком Иосифом, т. е. без прямого указания на статус схимника (А. Алексеев, 2006, с. 33, 41–42).
23
Затрудняемся мы и с идентификацией княгини Ирины. Не исключено, что перед нами уникальное упоминание супруги ярославского
22