Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси

63

который занимал новгородскую кафедру с 1506 по 1509 г., записан последним. Перед ним фигурирует имя «Генад[и]ѧ нареченнаг[о] в скѣмѣ Лагактиѡна», т. е. Галактиона (л. 212
об.). Несомненно, речь идет об архиепископе Геннадии Гонзове, который был на новгородской кафедре с 1484 по 1504 гг.
Оставив новгородскую епархию, он удалился в московский Чудов монастырь, где незадолго до смерти принял схиму с именем
Галактион.
Возможно, изменил имя в великой схиме князь Иван Федорович Мстиславский († 1586 г.). В 1584 г. по завещанию Ивана
Грозного он стал советником верховной думы при царе Федоре
(Горсей, 1990, с. 87, 141 и примеч. 131 и 133 на с. 191–192)20,
но в результате конфликта с Борисом Годуновым, с которым его
до той поры связывали весьма тесные дружеские отношения21,
попал в опалу, был сослан в Кириллов Белозерский монастырь
и пострижен в монахи (ПСРЛ, XIV, 1910, с. 36; ПСРЛ, XXXIV,
с. 197; Покровский и Сиренов, 2012, с. 571; ср.: Карамзин, Х,
примеч. 60 [стлб. 16–17]). В монашестве Иван Федорович получил имя Иона, о чем свидетельствует грамота Лжедмитрия игумену Кириллова Белозерского монастыря Сильвестру, выданная двадцать лет спустя после кончины князя (об этой грамоте
см. также в Экскурсе II, § 2). В ней он фигурирует как старец
Иона Мстиславский (ААЭ, ІІ, с. 96–97, № 41; Лилеев, 1891,
с. 119; ср.: Раевский, 1957, № 37). Вместе с тем, существуют
источники, из которых следует, что монашеским именем Ивана Мстиславского было Иосиф, причем князь может называться в них схимником. В грамоте, выданной 26 января 1621 г.
московскому Симонову монастырю, сын Ивана Мстиславского,
По-видимому, князь И. Ф. Мстиславский был кумом Ивана Грозного, крестным отцом его сына, царевича Дмитрия. Во всяком случае, Лжедмитрий I позднее объявлял себя крестным сыном Ивана Мстиславского
(см.: Карамзин, XI, стлб. 76, 100, 178).
21
Согласно Латухинской Степенной книге, Мстиславский называл
Годунова сыном, а тот его, в свою очередь, отцом (см.: Покровский и Сиренов, 2012, с. 570).
20