Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
62

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

7. Мы можем указать лишь на единичные случаи, когда монах в Древней Руси меняет имя при постриге в великую схиму.
Так поступил ростовский епископ Кирилл († 1230 г.). Согласно Суздальской летописи, заболев, в 1228 г. он оставил епископию и принял великую схиму: «пострижесѧ в скиму... и нареч[е]но быс[ть] имѧ ѥму Кирьꙗкъ» (ПСРЛ, І/2, 1927, стлб.
452). При этом из той же летописи известно, что до хиротонии
Кирилл был черноризцем суздальского Димитриевского монастыря, куда он вернулся, приняв схиму (Там же, стлб, 439, 452,
454). Ничего не известно, впрочем, о том, поменял ли он имя,
став насельником монастыря (о примерах сохранения в монашестве крестильного имени см. ниже, § V–1). Таким образом,
в случае с Кириллом (Кириаком) мы вправе утверждать, что это
было изменением имени в великой схиме, но мы не знаем, было
ли это изменение повторным — для того, чтобы судить об этом,
необходимо было бы знать, какое имя он получил в крещении19.
Другой случай такого рода — изменение имени в великой схиме у новогородского архиепископа Геннадия Гонзова
(† 1505 г.) (см.: Романова, 1994, с. 59). В служебнике сер.
XVI в. (РНБ, Соф. 984) на заупокойной литии поминаются
имена новгородских владык: на л. 212 об. фигурируют имена Евфимия (Брадатого), Евфимия (Вяжицкого), Ионы, Феофила, Сергия, Геннадия, Серапиона. Архиепископ Серапион,
ниже, § IV–7, о поставлении в епископы без предварительного пострижения)? И в этом случае, постригшись в монахи, согласно цитированному
правилу Константинопольского собора 879 г., он должен был отказаться
от архиерейства (см. выше, примеч. ???). Наконец, имя Андроник в принципе могло быть епископским именем монаха Афанасия, полученным при
хиротонии (см. о подобной практике ниже, § Х–6).
19
Уместно отметить, что святые Кирилл и Кириак поминаются в один
день — 6 сентября. В летописном рассказе о пострижении ростовского
епископа в великую схиму фигурирует близкая дата, 7 сентября — день,
когда у него было отнято по суду все его богатство. В летописи названа
и дата его пострижения — 16 сентября 1228 г. (ПСРЛ, І/2, 1927, стлб.
452). Столь пристальное внимание летописца к этим датам кажется неслучайным, хотя, что за этим стоит, мы сказать не беремся.