Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

61

Пробыв в Коломецком монастыре более двадцати лет, Моисей в 1352 г. возвращается на кафедру и вновь становится архиепископом Новгородским:
Того же лѣта [1352 г.] пакы с молбою введоша Моисия архиепископа на свои ему стол къ святѣи Софѣи (ПСРЛ, ІІІ,
2000, с. 362–363, ср. с. 163, 474)
Либо при этом были нарушены канонические правила (на
которых, похоже, основывался Моисей, оставляя кафедру
в 1330 г.), либо мы должны предположить, что Моисей снял
с себя схиму (что и дало ему возможность вернуться на кафедру)17. Поскольку при постриге в великую схиму Моисей не изменил имени, он не должен был, очевидно, изменить имя и в случае снятия с себя схимы.
Как рассказывает Пахимер («О Михаиле Палеологе», ІІ, 18,
IV, 10), после низложения константинопольского патриарха Арсения (1255–1259, 1261–1265) Андроник, епископ Сардский,
оставляет епископскую кафедру, «принимает иноческую одежду
и вместо Андроника получает имя Афанасий»; впоследствии,
когда арсениты взяли верх, монах Афанасий был восстановлен
в сане епископа Сардского и снова переименован в Андроника
(Пахимер, 1984, І, с. 170–171, 356–357; ср.: Б. Успенский,
1998, с. 68, примеч. 66). Одна из возможных интерпретаций
этого эпизода состоит в том, что Андроник в свое время принял великую схиму, оставив епископскую кафедру и сменив имя
Андроник на Афанасий (ср. выше, § Х–4, 5); затем он снимает
с себя схиму и снова становится епископом, вернувшись к прежнему имени Андроник18.
Е. Е. Голубинский предполагал, что вторичное занятие кафедры
Моисеем идет вразрез с каноническими правилами, за нарушение которых
необходимо было заплатить митрополиту Феогносту (Голубинский, ІІ/1,
с. 167).
18
Или же он был поставлен в епископы без монашеского пострига,
и Андроник было его мирским, а Афанасий — монашеским именем (ср.
17