Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
60

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

По каноническим правилам, епископ, принимающий схиму,
не может действовать как архиерей15. Это произошло, по-видимому, и в данном случае16. Вместе с тем, отказавшись от схимы
и вернувшись к прежнему монашескому имени, Серафим получил возможность снова стать епископом.
Возможно, нечто подобное случилось в свое время в Новгороде с архиепископом Моисеем. Моисей (в миру Митрофан) был
пострижен в мантию (малую схиму) в Коломецком монастыре,
по-видимому, до 1310 г. В 1326 г. он становится архиепископом
Новгородским (ПСРЛ, ІІІ, 2000, с. 97, 340). В 1330 г. Моисей
принимает великую схиму — без изменения имени (см. выше,
§ IV–1) — и, соответственно, оставляет кафедру, удалившись
в свой (Коломецкий) монастырь. Ср.:
Пострижеся въ скиму архиепископъ Моисии, по своеи
воли, и много молиша и́ новгородци всѣм Новымь городомь
с поклономь аба пакы сѣлъ на своемь престолѣ, и не послуша, но благослови я, рекъ: «Изберѣте от себе мужа такого достоина, а язъ васъ благословляю». И много гадавше
новгородци, и быша безъ владыкы съ 8 мѣсяць (ПСРЛ, ІІІ,
2000, с. 99, 342, ср. с. 97, 340, 474).
Согласно 2-му правилу Константинопольского (так называемого
Софийского) собора 879 г., епископ, становящийся монахом, отказывается от архиерейства, т. е. снимает с себя сан (Прав. поместн. соборов,
ІІ, с. 869–873; ср. о несовместимости монашества с архиерейским саном:
Голубинский, І/1, с. 347, 354–359, 929–931; Голубинский, ІІ/2, с. 33,
примеч. 2). После того как епископы начинают ставиться из монахов, это
правило применяется к схимникам (см.: Нитс, 1910, с. 497–498): соответственно, архиерей, принимающий схиму, отказывался от архиерейства
(см.: РИБ, VІ, № 12, стлб. 134, вопр. 15; Бенешевич, ІІ, № 17, с. 116,
вопр. 20; Голубинский, І/1, с. 356, примеч. 2; Голубинский, І/1, с. 167,
примеч. 2; К. Никольский, 1907, примеч. 1; Б. Успенский, 1998, с. 272,
примеч. 26).
16
С 2007 по 2016 г. Серафим был настоятелем Введенского храма
в Лефортове (в Москве), т. е. не занимая архиерейской должности.
15