Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
58

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

Герман II (1223–1240) в великой схиме стал Георгием (Турилов, 2006, с. 260); мы не знаем, к сожалению, его крестильного
имени, как не знаем крестильного имени Иоакима († 1333), епископа Зихнийского, который в 1332 г. оставив кафедру, принял
великую схиму и стал Иоанном (Э.П.А., 2010, с. 246; Лосева,
2011, с. 44).
Двойная смена имен имела место и в Сербии в XIV — нач.
XV в.: Николай Радоня († 1399), старший сын Бранко, наместника Стефана Душана в Охриде, овдовев, в 1365 г. принял постриг в афонском монастыре Хиландар с именем Роман, а затем, в 1376/77 г., постригся в великую схиму с именем Герасим
(см.: Турилов и Лосева, 2003, с. 186); Елена, вдова Стефана
написанном в сер. ХІ в., сообщается, что святой принимает «великую и божественную схиму» (τοῦ θείου φημὶ καὶ μεγάλου σχήματος... ἀποστολικόν
φημι καὶ μακάριον σχήμα — Салливан, 1987, с. 108 [гл. XXXII]). Перед этим рассказывается о другом его пострижении: будучи мирянином
с именем Никита, он встречает игумена монастыря, который, узнав в нем
святого, постригает его без положенного каноническими правилами искуса (κανονοκὴν δοκιμασίαν, букв. ‘канонического ученичества’ — Там же,
с. 40–42, гл. 5; ср. комментарий издателя на с. 277). Косвенным образом
это указывает на то, что Никита был пострижен в рясофор. Возможно, что
при этом поменялось его имя (Никита стал Никоном), ср. свидетельство
Феодора Вальсамона об изменении имени при посвящении в рясофор (см.
выше, § І–4).
Д. Николь полагает, что Афанасий Метеорский получил имя Антоний
при пострижении в рясофор (в 1335 г.), а Афанасий — при пострижении
в полный монашеский образ («In 1335, when he reached the age of thirty,
Andronicos was tonsured by Gregory and became a novice under the name of
Antonios; and a little later Gregory invested him with a full monastic habit,
and the novice Antonios became the full monk Athanasios» — Николь, 1975,
с. 90–91; ср.: Николь, 1989, с. 17).
Не вполне ясны обстоятельства пострижения Саввы Нового (Ватопедского, † 1349 г.), житие которого было написано Филофеем Коккином (ок.
1300–1379). М. Ваврик считает, что Савва, в миру Стефан, получил новое имя в великой схиме (Пападопуло-Керамевс, V, c. 201–202; Филофей
Коккин, 2002, с. 18–19; см.: Ваврик, 1968, с. 239, примеч. 49), но в житии это никак не усматривается.