Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму

57

с. 301–302, 304)12. Другой Афанасий, Афанасий Метеорский
(1305–1383), основатель монастыря Великий Метеор в Греции,
в миру Андроник, принял монашество на Афоне с именем Антоний, после чего в великой схиме получил имя Афанасий (Беис,
1909, с. 242, 267)13. Из источников не видно, каким был первый постриг этих двух монахов (патриарха Афанасия и Афанасия Метеорского) — в малую схиму или в рясофор14. Патриарх
В житии патриарха Афанасия (написанном его учеником Феоктистом Студитом) сказано, что он поменял монашеское имя Акакий на Афанасий при при облачении «в совершенную схиму отшельнической жизни»: ἀμφιέννυται παρ᾽ αὐτῶν τὸ σχῆμα τῆς τοῦ μονήρους βίου τελειότητος
καἰ Ἀθανάσιος ἀντι Ἀκακίου μετωνομάζεται ὁ τῆς ἀθανάσιας ὄντως διάπυρος
ἐραστής ‘облачился в совершенную схиму отшельнической жизни, из Акакия стал Афанасием в подлинном стремлении к бессмертию [обыгрывается
значение имени Ἀθανάσιος ̔бессмертный̓]’ (Пападопуло-Керамевс, 1905,
с. 10). Житие Афанасия известно также в сокращенной новогреческой
переделке XVII в., переведенной затем с новогреческого на русский, ср.
здесь: «он принял великий ангельский образ и наречен Афанасием» (Афон.
патерик, ІІ, с. 304).
13
В житии Афанасия Метеорского (написанным неизвестным афонским монахом после 1385 г., который лично знал Афанасия) говорится, что
он поменял монашеское имя Антоний на Афанасий при облачении «в святую схиму»: ὁ ἱερὸς Γρηγόριος Ἀντώνιον μετωνόμασεν, ἔτος που τριακοστὸν
ἄγοντα τῆς ἡλικίας· εἶτα μετ’ οὐ πολὐ ἐνδύει αὐτὸν καὶ τὸ ἃγιον σχῆμα καὶ
Ἀθανάσιον τὸν ὄντως ἀθάνατον ἐπωνὸμασε (‘Старец Григорий переименовал [его] в Антония, когда ему было около тридцати лет от роду. Затем,
в скором времени, облачает его и в святую схиму, и нарек его Афанасием как воистину бессмертного [обыгрывается значение имени Ἀθανάσιος
̔бессмертный̓]’ — Беис, 1909, с. 243); ὁ ἱερὸς Γρηγόριος, ἱερομόναχος ὤν,
ἀποκείρας αὐτὸν καὶ τὸ ἃγιον ἀμφιέσας σχῆμα Ἀντώνιον μετωνόμασε καὶ μετ’
οὐ πολὐ Ἀθανάσιον (‘Старец Григорий, будучи иеромонахом, совершив постриг и облачив его в святую схиму, переименовал Антонием и затем в скором времени Афанасием’ — Там же, с. 267).
14
В настоящее время на Афоне, как и в Греции, рясофорных монахов
могут постригать в великую схиму (см.: Дмитриевский, 1891–1892; Самуилов, 1905, с. 1786; Хризостом Кацулиерис, 2002, с. 112, 193; Родионов, 2009, с. 414, примеч. 32; ср. выше, § ІІІ, примеч. ???); есть основание полагать, что это древняя традиция. Так, в житии Никона Метаноите,
12