Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков

55

рассказывается в Житии Феодосия, написанном Нестором
(Усп. сб., л. 31в; ср.: Патерик, 1911, с. 21, 24, 147, 149)10.
Все трое были пострижены при чрезвычайных обстоятельствах
(Феодосий и Варлаам приняли постриг вопреки воле родителей, а Ефрем — вопреки воле князя), причем о двоих известно, что они поменяли имя (Варлаам и Ефрем — это иноческие
имена), тогда как Феодосий сохранил имя, полученное при крещении (см. ниже, § V–1). Есть основания полагать, что они
были пострижены сразу в великую схиму: такое пострижение
связывало постригаемого более крепкими узами и в какой-то
мере предотвращало возможность принудительного удаления
его из монастыря (см. подробнее: Б. Успенский, 2016, с. 87–
90, 100–101).
Это предположение, как кажется, находит подтверждение
в Житии Феодосия в описании монашеского облачения Варлаама. Нестор рассказывает, как отец Варлаама, боярин Иоанн,
разгневанный его поступком, срывает с него монашеские одежды:
Таче сньмъ съ него с[вꙗ]тоую мантию и въврьже ю въ
дьбрь. Тако же и шлѣмъ сп[а]сениꙗ иже бѣ на главѣ ѥго
завьрже и́ (Усп. сб., л. 34б; Патерик, 1911, с. 25, 150).
«Шлемом спасения» (ср.: Еф. VI, 17; I Сол. V, 8) именуется
обычно схимнический куколь, см., в частности, в Синайском евхологии ХІ в. (Син. евх., л. 97, 99, ср. л. 94) или в русских требниках XIV в. — Шереметевском (РГАДА ф. 188, № 819, л. 52
об.), Чудовском (ГИМ, Чуд. 5, л. 32), новгородского Антониева
монастыря (РНБ, Соф. 1056, л. 43) и т. д.
В Успенском сборнике лист, содержащий упоминание о пострижении Варлаама и Ефрема, утрачен (он должен был находиться между л. 33
и 34 дошедшей до нас рукописи). Этот фрагмент Жития Феодосия восстанавливается по позднейшему списку Жития, вошедшему в состав Киево-Печерского патерика (Патерик, 1911, с. 14–58, ср. с. 142–174; слово 8-е).
10