Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
54

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

μεγάλοῦ σχήματος, αὐτοῦ γινομένου τῶν Στουδίου ‘Последование
святой и ангельской великой схимы, происходящее из Студийского монастыря’ (Дмитриевский, ІІ, с. 560).
Н. Н. Пальмов не сомневался в том, что этот схиматологий
вышел из Студийского монастыря, полагая, что он свидетельствует о развитии в этом монастыре трех чинов пострижения
(Пальмов, 1914, с. 58). Нам, однако, казалось бы возможным — и более продуктивным — другое объяснение: в этом
схиматологии сохранилось последование пострижения в великую схиму, разработанное Феодором Студитом, и именно
наличие этого текста определило название всего схиматология. Иными словами, здесь сохранился, по-видимому, студийский чин пострижения в великую схиму, к которому впоследствии — не обязательно в самом Студийском монастыре, как
полагал Н. Н. Пальмов, — были присоединены два другие
чина.
Этот чин, как мы видели, предусматривает изменение имени
постригаемого. Поскольку в Студийском монастыре при Феодоре
и его непосредственных преемниках было только одно пострижение — в великую схиму, именно тогда и менялось имя.
Таким образом, перемена имени в великой схиме у греков
сама по себе может рассматриваться, вообще говоря, как архаическое явление (восходящее к эпохе Феодора Студита).
Если согласиться со сказанным, можно предположить, что
имя в великой схиме у греков могло меняться без предварительного пострига в малую схиму — в отличие от современной русской практики, где пострижению в великую схиму должно предшествовать пострижение в схиму малую9.
В этой перспективе особый интерес представляют события, произошедшие на Руси во второй пол. ХІ в., когда в киевском Печерском монастыре были пострижены Феодосий,
Варлаам и Ефрем. Об их пострижении достаточно подробно
9
Ср. специальные рассуждения на этот счет Иосифа Волоцкого
в «Просветителе»: Иосиф Волоцкий, 1855, с. 499; слово 11, гл. 3).