Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков

53

у греков, и эта практика была усвоена — либо непосредственно от греков, либо при посредстве выходцев из Юго-Западной
Руси — патриархом Никоном и его последователями.
Об изменении имени в великой схиме говорится в схиматологии, приписываемом Феодору Студиту (759–826), афонского
Пантелеймонова монастыря № 604, л. 4–8 (XV в.)8. В чинопоследовании великой схимы здесь говорится:
Καὶ κουρεύει αὐτὸν σταυροειδῶς, λέγων οὕτως, μετονομάζων
κατὰ τὸ στοιχεῖον τοῦ ἁγίου ὀνόματος· Ὁ ἀδελφὸς ἡμῶν ὅδε
κείρεται τὴν κόμην τῆς κεφαλῆς...
‘И стрижет его крестообразно, говоря так, переименовывая его по букве святого имени: «Брат наш сей постригается власами главы…»’ (Дмитриевский, ІІ, с. 561).
Переименование «по букве святого имени» подразумевает,
по всей вероятности, обычай давать иноческое имя, начинающееся на ту же букву, что мирское (см. подробнее ниже, § VI–
2).
Рукопись, о которой идет речь, озаглавлена: Σχηματολόγιον
Φεοδώρου ὁμολογητοῦ ἡγουμένου τῶν Στουδίου ‘Схиматологий
Феодора Исповедника, игумена Студийского’ (Дмитриевский,
ІІ, с. 557–569; см. анализ: Пальмов, 1914, с. 57–65). Вопреки заветам Феодора Студита, который не признавал разделения
монашеского образа на великую и малую схиму, в данном схиматологии содержатся три чина пострижения: в рясофор, в мантию (т. е. в малую схиму) и в великую схиму (cм. ниже § IV–9).
При этом именно чин пострижения в великую схиму — в отличие от двух других чинов — содержит указание на создание
его в Студийском монастыре: Ἀκολουθία τοῦ ἁγίου καὶ ἀγγελικοῦ
О перемене имени в чине малой схимы при этом здесь не говорится, что само по себе может быть непоказательным. Как уже упоминалось,
в данном схиматологии содержится указание на перемену имени в рясофоре, но это указание могло возникнуть в результате недоразумения (см.
об этом выше, § ІІІ, примеч. ???).
8