Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

51

(Зографского монастыря), известным антикатолическим полемистом, и, вместе с тем, с еще одним известным грекофилом, Захарием Копыстенским († 1627 г.), архимандритом Киево-Печерской лавры (в 1624–1627 гг.).
Другой пример — Елисей Плетенецкий († 1624 г.), архимандрит Киево-Печерской лавры (в 1605–1624 гг.), в миру Александр, в малой схиме Елисей, в великой схиме Евфимий. О его
иноческих именах мы знаем из сочинений того же Захарии Копыстенского, отпечатанных в Киево-Печерской лавре в 1625 г.:
Казанье на ч[е]стномъ погребѣ бл[а]женног мꙋжа и превелебног ѡтца кvр Еліссеа, в’ іеросхимонасѣхъ Евѳvміа
Плетенецкогѡ, архiмандріта монастыра Печерскогѡ Кіевскогѡ, преставленногѡ в’ рокꙋ 1624... (Захария Копыстенский, 1625; Ф. Титов, 1916–1918, прилож., с. 110;
Запаско и Я. Исаевич, І, c. 43, № 145).
Оміліа албо Казанье на роковꙋю [т. е. годовую] памѧть в’
Б[о]sѣ велебногѡ [т. е. славимого] бл[а]женнои памѧти
ѡтца Еліссеѧ, в’ схимонасѣх’ Евѳvміа Плетенецкогѡ,
архiмандрита Печерскогѡ Кіевског[ѡ]... (Захария Копыстенский, 1625а; Ф. Титов, 1916–1918, прилож., с. 147;
Запаско и Я. Исаевич, І, c. 43–44, № 146).
Равным образом мать архиепископа Иосифа Курцевича (в
миру Иван Дмитриевич Курцевич, 1580-е гг. — 1642 г.), инокиня Домникия, между 1626 и 1630 гг. приняла в Киеве великую схиму с именем Дорофея7. В письме царя Михаила Федоровича патриарху Филарету от 22 января 1630 г. называются оба
ее иноческих имени:
Иосиф Курцевич в 1621 г. был рукоположен в епископа Владимирского и Брестского, ок. 1625 г. перешел в Московсое государство и стал архиепископом Суздальским и Тарусским. Его мать, инокиня Домникия, в 1625–
1626 гг. была игуменьей женского Печерского монастыря в Киеве. См.:
Маштафаров и Флоря, 2010; о Иосифе Курцевиче см. также ниже, § Х–6.
7