Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
50

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

Наиболее ранние известные нам случаи перемены имени
в великой схиме в Юго-Западной Руси явно связаны с афонской
традицией. Уже в нач. XVI в. принимает великую схиму Антоний Супрасльский. Его крестильное имя неизвестно; не позднее
1506 г. он принимает малую схиму с именем Онуфрий в супрасльском Благовещенском монастыре, после чего по наставлению афонских иноков, устроителей Благовещенского монастыря, постригается в великую схиму с именем Антоний и уходит
на Афон (см.: Турилов, 2001, с. 680). Этот случай стоит особняком, но с начала XVII в. имя в великой схиме меняется в ЮгоЗападной Руси довольно часто.
Так, Иов Княгинецкий (ок. 1550–1621), уроженец Галичины, получил в крещении имя Иоанн, затем постригся
в малую схиму на Афоне (в Ватопедском монастыре) с именем Иезекииль, после чего вернулся на Украину (в Галичину) и принял здесь великую схиму с именем Иов (cм.: Пидгайко, 2010). Предполагается, что он принял великую схиму
в основанном им (в 1611 г.) Манявском монастыре. Вот что
пишет о нем Захария Копыстенский в «Палинодии» (1621–
1623 гг.):
Въ Россіи нашей року 1621... преставился пустынножитель, въ Галицкой пущи, в скитѣ... Былъ то мужъ преподобный, въ великой схисмѣ [sic!] нареченный Іовъ,
въ малой Іезекіиль, въ крещеніи Іоаннъ, который въ
св[ятѣй] горѣ Аѳонской многіи лета въ трудахъ и подвигахъ иноческихъ честно прошедши, въ отчизный край
изволеніемъ Божіимъ завитавши, на предреченномъ
мѣстцу скит заложилъ... (Захария Копыстенский, 1878,
стлб. 856).
Именно связь с Афоном и может объяснять в данном случае перемену имени в великой схиме: такая практика была, судя
по всему, принята в это время у греков (см. ниже, § ІV–4). Иов
был близок с Иоанном Вишенским, другим афонским монахом