Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

49

От старца Иннокентия Корсакова, сыну моему Любиму...
Да брата твоего Семена Коробьина не стало: убит на выласке, а Бог его сподобил в черньцех и в схиме, а во иноцех
имя ему Сергей, и ты его поминай (Морозов, 1998, с. 449).
Отметим, что именно предсмертный постриг в принципе
предполагает принятие великой схимы. Другие виды пострига — такие, как насильственный постриг или постриг женщин
во вдовстве — могли ограничиваться пострижением в малую
схиму (см.: Экскурс II).
Следует подчеркнуть, что почти все монахи, упомянутые
нами в § IV–1, приняли великую схиму в ожидании близкой
кончины (а именно, все, кроме Моисея, архиепископа Новгородского, и Пафнутия Боровского, которые приняли великую схиму
задолго до смерти). Они уже были пострижены в малую схиму:
это был п р е д с м е р т н ы й п о с т р и г в в е л и к у ю с х и м у,
но не предсмертный постриг вообще в монахи.
Между тем настоящий раздел (§ IV–2) посвящен мирянам,
которые перед смертью принимали монашество как таковое. Это
был п р е д с м е р т н ы й п о с т р и г в м о н а ш е с т в о — сначала в малую, а затем в великую схиму.
3. Если в Московской Руси последовательные изменения
монашеского имени в великой схиме начинаются во второй пол.
XVII в., т. е. после реформ патриарха Никона (см. выше, § IV–
1), то в Юго-Западной Руси такая практика наблюдается уже
в первой половине этого столетия. Необходимо иметь в виду,
что никоновские реформы, будучи ориентированы на греческую традицию, фактически оказались связаны с традицией
юго-западнорусской: большую роль в процессе византинизации русской культуры играли в это время выходцы из Юго-Западной Руси (см. в этой связи: Трубецкой, 1927, с. 64, 76–
77; Б. Успенский, 2002, с. 411–426, 437–449, § 16.1–16.4,
17.2; Б. Успенский, 1995, с. 358–359; Б. Успенский, 1997;
Б. Успенский, 1969).