Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
48

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

престависѧ бл[а]говѣрныи кнѧз[а] Іѡаннъ во иноцѣхъ Игнатїи схимникъ (Там же, с. 54).
Ср. в этой связи в Воскресенской летописи известие о смерти
суздальского князя Дмитрия Константиновича в 1383 г.: «преставися князь Дмитрей Костянтиновичь Суздальскій въ чернцехъ и въ схимѣ, нареченый въ святомъ крещеніи ϴома, а въ
мнишескомъ чину нареченъ бысть ϴеодоръ» (ПСРЛ, VIII, 1859,
с. 48–49; ср.: ПСРЛ, ХІ, 1862, с. 83); имя Дмитрий было династическим именем Дмитрия Константиновича, а Фома — крестильным (см.: Литвина и Ф. Успенский, 2006, с. 539; ср. ниже,
§ VI–1). По аналогии с только что рассмотренным эпизодом
(имеется в виду пострижение князя Михаила Александровича
Тверского) мы можем предположить, что иноческое имя суздальского князя — Феодор — было получено в малой схиме и сохранилось в великой.
Точно так же Воскресенская летопись сообщает под
1364 г.: «преставися великая княгиня Александра Иванова
Ивановича [княгиня Александра, вдова князя Ивана Ивановича Красного (1326–1359)], в черницахъ и въ схимѣ нареченнаа Маріа» (ПСРЛ, VIII, 1859, c. 13); Симеоновская
летопись сообщает под 1389 г. о Марии, вдове серпуховского и боровского князя Андрея Ивановича: «преставися...
въ черницахъ и въ скимѣ, наречено бысть имя еи въ мнишьскомъ чину Марфа» (ПСРЛ, XVIII, 1913, с. 139): опять-таки, можно думать, что иноческие имена этих княгинь — Мария и Марфа — были одновременно как малосхимническими,
так и великосхимническими.
В Новгородской летописи по списку Дубровского о смерти Василия III в 1534 г. говорится: «и приятъ иноческии образ, и наречен быс[ть] во иноцех и во схиме Варламъ» (ПСРЛ,
XLIII, 2004, с. 233).
Ср. также письмо старца Иннокентия Корсакова от 27 июня
1609 г., в котором он сообщает своему сыну, Любиму Корсакову, о гибели его брата, Семена Коробьина: