Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

47

образ, Матфеи тому имя нарек… Премудрому же съдѣтелю Господу Богу, иже вся человѣколюбнѣ строящу, начать
болѣзнию изнемогати крѣпкыи Матфеи, въ 4 день призываеть епископа и скимнаго совершениа желанием просить.
Епископъ же, радуяся духовнѣ, в куколь и въ скиму съверши и́, и святымъ масломъ по многы дни мазахуть его и пречистых Христовых таинъ частѣ причащашеся. Благодатию
же Божиею болѣзнь его не бѣ тяжка, но сѣдя вся исправляше. Повелѣ бо, и прихожаху к нему всего града игумени
и попове, своима рукама многое сребро на сорокоустие тѣмъ
подаваше, и свое имя пред собою написовати в поминание
веляше. Они же предъ очима его и зрящу ему написовахуть
«Матфеи имя его» [ср.: Лк. І, 63]… И бысть яко же скончавшем им канон, часу же пришедшу, абие простеръ нозѣ,
иже бѣста красно текли от славы мира сего, тих и кротко
преставися блаженыи Матфеи… (Клосс, ІІ, с. 215)6.
Другой пример такого рода — пострижение в малый и великий образ князя Ивана Андреевича († 1522 г.), сына угличского
князя Андрея Васильевича и племянника Ивана III:
…и постриже егѡ во иноческїи образъ, и нарече имѧ емꙋ
Игнатїе, и по семъ и в’ схимꙋ совершилъ егѡ (А. Герд,
2008, с. 53).
Известия жития о кончине Ивана Андреевича выглядит следующим образом:
Тверская летопись, рассказывая о кончине князя Михаила Александровича, говорит: «постриже его владыка Арсеній въ святыи образъ
аггелскый мѣсяца августа въ 20, имя ему нарекъ Матфеи» (ПСРЛ, XV,
1922, c. 460). О пострижении Михаила Александровича после этого (на
4-й день) в великую схиму здесь не упоминается; как видим, отсутствие
упоминания о пострижении перед смертью в великую схиму не означает,
что его не было (ср. ниже, Экскурс І, § 4). Михаил Александрович скончался 27 августа 1399 г. (ПСРЛ, XV, 1922, с. 461).
6