Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму

45

Стефан; в документах он фигурирует как «инок Стефан» или
«старец «Стефан Бекбулатов».
Так, в хронографических записях Кириллова Белозерского
монастыря говорится:
114 году [7114, т. е. 1606 г.], м[ѣ]с[ѧ]ца април[ѧ] 3 дн[ѧ],
на 5 недѣли великаг[о] поста в’ че[тверто]к, по повелѣн[ї]
ю Розтриги царя Гришки, привез въ Кирилов монастырь
Евѳимъ Бутꙋрлинъ царѧ Семиѡна Тверскаго, в тои же
день и́ постригли, ї дано ему имѧ во иноцех Стеѳан, и жил
в’ Кириловѣ манастыри 2 м[ѣ]с[ѧ]ца, и пріѣхал с Москвы
дворѧнин г[о]с[у]д[а]ревъ ц[а]рѧ и великог[о] кн[ѧ]sѧ
Васил[ї]ѧ Івановичѧ Ѳедор Иванов сын Сꙋпоневъ, ї велено
емꙋ по грамотѣ їнока Стеѳана свести на Соловки (А. Бычков, 1882, c. 38, № 12; Лилеев, 1891, с. 119–120; ср.:
ААЭ, ІІ, с. 103, № 45).
Ср. затем грамоту, выданную в Кириллов Белозерский монастырь боярами, воеводами и князем Дмитрием Пожарским
в Ярославле 25 июля 1612 г. (во время Второго народного ополчения):
Въ Кириловъ монастырь игумену Матѳею съ братьею, бояра и воеводы и Дмитрей Пожарской съ товарищи челомъ
бьетъ. Билъ намъ челомъ старец Стефанъ Бекбулатовъ,
а сказалъ: велѣлъ де его постричь въ Соловецкомъ монастырѣ [sic! Соловецкий монастырь ошибочно назван вместо Кириллова] воръ, что былъ на Москвѣ Рострига Гришка Отрепьевъ; и нынѣ де ему въ Соловецкомъ монастырѣ
нужа великая, и намъ бы ему вѣлети быти въ Кириловѣ
монастырѣ: и по совѣту всей земли вѣлели есьмя старцу
Стефану Бекбулатову быти в Кириловѣ монастырѣ, и на
Соловки о томъ отписано жъ; а вѣлено старца Стефана съ
Соловковъ отпустити и проводити до Кирилова монастыря соловецкимъ слушкамъ. И какъ къ вамъ въ Кириловъ