Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
44

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

Серапион выступает при этом как защитник своей обители.
Из этого рассказа видно, что святой почитался в Троице-Сергиевом монастыре именно как Серапион. Троицкие монахи, несомненно, знали историю своего монастыря; трудно себе представить, что такой рассказ мог иметь место, если бы Серапион
сменил имя в великой схиме.
Судя по всему, не поменял имени в великой схиме
и Иоасаф Скрипицын, возглавлявший русскую церковь с 1539
по 1542 г. и скончавшийся в 1555/56 г. В Валаамском синодике нач. XVII в. вслед за текстом «Синодика опальных»
1583 г. записан род Семена Скрипицына, и среди его членов
фигурирует имя «митрополита скимника Иосафа» (Буганов,
1993, с. 147).
Даниил Переяславский († 1540 г.) при крещении получил
имя Димитрий, а в малой схиме стал Даниилом:
И Дмитрій Данилъ претворенъ быс[ть] (С. Смирнов, 1908,
с. 10, ср. с. 7).
Незадолго до смерти святой принимает великую схиму. После его преставления агиограф, рассказывая о посмертных чудесах, приводит молитву, обращенную к почившему чудотворцу,
где тот именуется Даниилом:
Отче, преподобныи Данилѣ [sic!], аще тѣломъ отиде от нас,
но молитвою помози намъ (Там же, с. 74, ср. с. 71).
Очевидно, что в великой схиме Даниил не поменял имени.
Симеон Бекбулатович († 1616 г.), наименованный в 1575 г.
царем и великим князем всея Руси, а в 1576 г. ставший великим
князем Тверским (см. о нем также: Экскурс ІІ, § 2)5, в 1606 г. был
пострижен в монахи — несомненно, в малую схиму — с именем
5
Он утратил этот последний титул в 1586–1588 гг. (см.: Лилеев, 1891,
с. 96–99). Это был последний великий князь Тверской в истории России.