Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму

43

его учеником и постриженником Саввой Черным († 1555 г.),
епископом Крутицким, Сарским и Подонским, рассказывается,
что, заболев, Иосиф отказался от игуменства и «самъ положи
на собѧ свѧтꙋю схимꙋ» (Невоструев, 1865, с. 64)4. В дальнейшем схимник продолжает именоваться исключительно Иосифом,
т. е. своим прежним монашеским именем. Ср.:
…преподобный же игꙋменъ Iѡсифъ, прекрестивъ лице
свое, предасть дꙋхъ треми дꙋхновенїи, проповѣда святꙋю
Троицꙋ (Невоструев, 1865, с. 65).
Духовный противник Иосифа Волоцкого, Серапион
(† 1516 г.), архиепископ Новгородский (1506–1509 гг.), был
лишен кафедры и вернулся в Троице-Сергиев монастырь, где он
в свое время (в 1495–1506 гг.) был игуменом. Здесь незадолго до кончины Серапион принял схиму (Здравомыслов, 1897,
с. 30) — также, по-видимому, не изменив имени. В 1559 г. были
обретены его нетленные мощи (Голубинский, 1903, с. 153 и 523,
примеч. 2). Только как Серапион он известен в сообщениях о посмертных чудесах. Авраамий Палицын рассказывает о явлении
Сергия Радонежского вместе с Серапионом инокам Троице-Сергиева монастыря во время осады монастыря в 1608 г., причем
Сергий обращается к Серапиону, называя его отче Серапионе
и предлагая молиться за осажденный монастырь:
Отче Серапионе, почто умедлил еси принести моление
к всесилному Богу и пречистей Богородице? (Державина
и Колосова, 1955, с. 151; РИБ, ХІІІ, 1909, стлб. 1071).
По-видимому, перед нами не что иное, как фразеологический оборот, а не отражение некой обрядовой практики, в соответствии с которой монах сам возлагает на себя схиму. Во всяком случае Савва Черный
в этом же житии, описывая предсмертный постриг другого инока, использует весьма сходное выражение — «положивъ на собѧ свѧтꙋю схимꙋ» (Невоструев, 1865, с. 28). Ср., впрочем, Экскурс І, § 1 (история соловецкого
инока Елисея).
4