Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
42

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

вскоре после его смерти (в 1477–1478 гг.) Иннокентием, монахом этого монастыря, Пафнутий Боровский именуется только
Пафнутием, т. е . именем, полученным в малой схиме и сохраненным в великой (см.: Кадлубовский, 1899, с. 121; Топильская,
2002, с. 110; Дмитриев, 1999).
По-видимому, не изменил имени при принятии великой схимы и Симон, епископ Владимирский и Суздальский († 1226 г.)
(ПСРЛ, I/2, 1927, стлб. 448). Симон, без сомнения, было его
монашеским именем (он был постриженником Киево-Печерского
монастыря, см. § VII–1), и только под этим именем он фигурирует как в летописи, так и в Киево-Печерском патерике3.
Скорее всего, не поменял своего имени при постриге в великую схиму московский князь Даниил Александрович († 1303 г.).
Более того, есть основания думать, что его мирское имя, совмещавшее в себе функции крестильного и династического, не изменилось и с принятием схимы малой (см. ниже, § V–1).
Судя по житию (РГБ, ф. 304.I, № 679, л. 321об.; см.: Клыгин, 2000), Стефан Махрищский († 1406 г.), основатель Махрищского монастыря Святой Троицы, не отказался от своего
прежнего имени в великой схиме, которую он принял незадолго
до кончины. В дальнейшем агиограф, игумен (впоследствии епископ вологодский) Иоасаф, описывая посмертные чудеса святого и открытие мощей, именует его исключительно преподобным
Стефаном.
При постриге в великую схиму сохранил свое иноческое имя
Иосиф игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (в
миру Иван Санин, † 1515 г.). В житии святого, составленном
Иного мнения придерживался А. И. Соболевский, который считал
(как нам кажется, без достаточных оснований), что известное в списках
кон. XV–XVI в. «Поучение и послание Изосимы святаго к Настасеи, дщери своей» принадлежит домонгольскому времени, а автором его является Симон, епископ Владимирский. Соболевский предполагал, что Симон
назван здесь Зосимой, по имени, будто бы принятом им в великой схиме,
не исключая, впрочем, что имя Зосима представляет собой просто-напросто искажение имени Симон (Соболевский, 1909, с. 2).
3