Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму

41

Макарий (Каган, 1993, с. 354–355). Заметим, что Лаврентий,
Иоасаф, Александр и Филарет были хиротонисаны патриархом
Никоном1.
Вместе с тем, этот обычай не принят у старообрядцев, следующих нормам великорусской церковной жизни первой пол.
XVII в. (Б. Успенский, 1969, с. 214)2.
Случаи сохранения иноческого имени при принятии великой
схимы известны и для более раннего времени.
Так, в 1330 г. новгородский архиепископ Моисей принимает великий иноческий образ и оставляет кафедру, но при этом
не меняет своего иноческого имени. Моисей был поставлен в архиепископы (в 1326 г.) из монахов: он принял постриг в Коломецком монастыре и был затем архимандритом Юрьева монастыря; его мирским именем было Митрофан (Б. Успенский 1998,
с. 273, примеч. 26).
Пафнутий Боровский был пострижен в монахи ок. 1414 г.
в боровском Высоком монастыре Покрова Богородицы, сменив мирское имя Парфений на иноческое Пафнутий; затем ок.
1444 г. он принял великую схиму, сохранив при этом иноческое
имя Пафнутий (Б. Успенский и Ф. Успенский, 2010, с. 9–10).
Как в житии Пафнутия Боровского, написанном Вассианом
Саниным († 1515 г.), архиепископом Ростовским и Ярославским, бывшим иноком Пафнутьева Боровского монастыря, так
и в записке о последних днях жизни Пафнутия, составленной
Лаврентий был поставлен в 1654 г. в архиепископы Тверские и в
1657 г. переведен в Казань; Иоасаф был поставлен в 1657 г. в архиепископы Тверские; Александр был поставлен в 1655 г. в епископы Коломенские и в 1657 г. был переведен в Вятку; Филарет был поставлен в 1656 г.
в архиископы Суздальские и в 1658 г. переведен в Смоленск.
2
Единственное известное нам исключение — пострижение инока Пахомия в великую схиму с именем Пафнутий в нач. ХХІ в. в старообрядческом скиту (Белокриницкая иерархия) в штате Монтана, США (пример любезно указан о. Николой Бобковым). Следует иметь в виду, однако,
что в современном старообрядчестве случаи пострижения в великую схиму
весьма редки, что не способствует поддержанию традиции.
1